Создавший личный жанр в кино: ушел из жизни легендарный режиссер Георгий Данелия
Умер Георгий Данелия. Кинорежиссер, народный артист СССР, без которого невозможно себе представить нашу историю. Это он автор "Не горюй", " Мимино", "Осеннего марафона" и "Афони". Безусловно, культовых, но в то же время абсолютных фильмов. Словно архитектор, Данелия всегда строил каждый кадр, начиная просто с визуального образа.
Песню на стихи друга, рано ушедшего поэта Геннадия Шпаликова, Георгий Данелия записал в знак памяти. Потому что всегда вспоминал их совместный "прорыв в искусство". Именно Шпаликов написал сценарий фильма "Я шагаю по Москве", Данелия эту картину снял и "зашагал" по дороге советского кинематографа так уверенно, и в то же время легко и воздушно. Его фильмы узнавались всеми с "первой ноты".
"Я шагаю по Москве" потом назовут "гимном хрущевской оттепели". Но сначала между молодым режиссером Данелия и членами худсовета "Мосфильма" состоялся такой диалог:
- Это какой жанр?
- Комедия.
- А почему не смешно?
- Так комедия - лирическая.
Георгий Данелия был режиссером, создавшим свой, "личный", жанр в кино.
"Я, когда пишу, я себе это представляю, и теперь, хоть убей меня Бог, я сам не знаю, где тут правда, а где неправда", - говорил режиссер.
Кинокритики потом назвали его комедии "грустными". Потому что героям временами приходится ох как не смешно, но все равно сопереживающий зритель смеется, пусть порой и сквозь слезы. Целая галерея "подлинно народных героев" вышла из-под его печатной машинки.
История грузинского летчика из глубинки, мечтающего о большой авиации, "сбила публику на лету", многие просто не могли подняться от смеха. Фильм "с кавказским колоритом" мгновенно разобрали на цитаты. А ведь партнером Вахтанга Кикабидзе вместо Фрунзика Мкртчяна мог стать Евгений Леонов, а во втором варианте сценария соседом Валико Мизандари по гостиничному номеру был русский "хозяйственник из провинции". Но потом Данелия подбросил монетку – и выпал "армянин". Легкая рука – это верный признак гениального режиссера.
"Данелия умеет слушать, и он делает так, что ты уверен, что он принял так, как ты сказал, все равно ты делаешь так, как ему нужно. А потом выясняется, что он нашел ту середину, где у тебя хорошо, и уже непонятно: это твоя заслуга или его", - сказал Вахтанг Кикабидзе.
Данелия всю жизнь прожил в Москве, но при этом никогда не утрачивал "легкого грузинского акцента", прежде всего в юморе, музыке, и даже выборе натуры для съемок. А еще называл себя "актерским однолюбом": Вахтанг Кикабидзе и Евгений Леонов – две главных звезды фильмов Данелия, талисманы, неизменно приносившие не просто удачу, а режиссерские триумфы.
Его герои словно списаны с окружающей действительности. Вот и в пору перестройки с постепенным развалом и сломом всего советского строя Данелия снял "фантастическую антиутопию" "Кин-дза-дза", которую потом назовут сбывшимся пророчеством скорых перемен в жизни общества.
Помимо кино в его творческой биографии были живопись и литература, сценарии к киножурналам и фильмам читала вся страна, порой не зная, что эти афоризмы вышли из-под его пера. А еще Георгий Данелия – это все то же "подлинно народное творчество", песня, ставшая не просто "фирменным знаком", паролем к его фильмам, вшитым в подсознание зрителя.
При всей народной любви его интервью появлялись в прессе куда реже, чем его фильмы на экранах. О личной жизни (три брака – двое детей, сын Николай ушел из жизни в 26 лет) Данелия вообще на публике не говорил. Однажды признался: часто просто не знал, как ответить на простой вопрос: "О чем ваши фильмы?".
"О чем фильм? Я никак не мог придумать, о чем фильм… Читал газеты, критику, вычитывал: о чем же этот фильм… Я никогда не снимаю "о чем", я снимаю "о ком", - отмечал Георгий Данелия.
"О ком" – это, конечно же, о нас и о тех, кому посчастливилось быть современниками, зрителями, поклонниками фильмов, в титрах которых значится: "режиссер – Георгий Данелия".