Снова слышны автоматные очереди: страна вспоминает теракт в Беслане
День, который изменил не только нашу жизнь — перевернул всемирную историю. Сегодня вспоминают Беслан. В сентябре 2004 года маленький город стал мишенью для жестокой атаки террористов. Беззащитные дети превратились в заложников. Это был самый чудовищный теракт.
По всей стране — акции в память о погибших. В Москве — минута молчания у монумента жертвам Беслана. Жители столицы весь день несли цветы, фотографии, игрушки и воду — ее так не хватало малышам в те страшные дни. Под удары метронома в небо взмыли сотни белых шаров.
Бабушки, мамы, сыновья, соседи — бесланцы плачут так же, как и 15 лет назад, когда потеряли самых любимых — детей, родителей, друзей.
Ровно 333 белых шара взмывают в небо над Бесланом. Именно столько жизней унесли события 2004 года. 186 погибших были детьми. Осознание ужаса, который пришлось пережить всем участникам той трагедии, оглушает почти так же, как и тишина минуты молчания.
Боевики захватили школу во время торжественной линейки. Угрожая автоматами, завели школьников, их родителей и педагогов в спортзал — более 1000 человек. В первые же часы террористы начали убивать заложников — в основном молодых сильных мужчин. Среди них был и Азамат. Он жил неподалеку, сам прибежал в захваченную школу.
"Его расстреляли за отказ развешивать бомбы над головами детей", — рассказала местная жительница.
Два дня шли переговоры. Из захваченной школы удалось вызволить только 26 младенцев. 3 сентября в 13:05 вдруг прогремели два мощных взрыва. Затем все услышали автоматные очереди. Террористы начали стрелять в спины детей, которые пытались убежать.
И тут силовики начали операцию по спасению заложников. В спортзал вошли спецназ "Альфа" и "Вымпел". Три командира, что шли первыми, погибли. Еще семеро бойцов получили смертельные ранения, прикрывая детей и пытаясь уничтожить боевиков. Спецназовец Андрей Туркин накрыл собой гранату. Он спас жизни детей, пожертвовав собой.
После трагедии школу не стали восстанавливать. Здесь повсюду следы взрывов, перестрелки. Этот спортзал теперь как памятник, памятник жертвам самого чудовищного террористического акта в истории России.
Алла Бициева провела на полу спортзала все три дня. На кадрах ее выводит из школы омоновец. Она едва стоит на ногах, белоснежная рубашка в крови. Делает несколько глотков воды и тут же начинает помогать малышам.
"Так как мы были старшеклассники, не было возможности позволять себе поплакать", — рассказала она.
Ей было шестнадцать. Взрыв в спортзале буквально начинил все тело Бэлы Авсановой осколками. Десятки операций, годы реабилитации, металлические фрагменты и в легких, и в голове у нее до сих пор.
"Знаете, зал — это одно испытание, реабилитация — это другое испытание, я не знаю, что хуже", — отметила Бэла.
После трагедии Бэла Авсанова решила посвятить себя особенным школьникам. Ее подопечные — дети-инвалиды. Первые дни сентября 2004 года раз и навсегда изменили жизнь заложников. Заурбек Козырев вышел из школы с осколком в сердце. Сейчас он — студент столичного медицинского вуза, будущий кардиолог.
"До теракта я хотел в спецназ пойти, именно по стопам отца, но после теракта — это очень кардинально изменило мою дальнейшую жизнь — я после этого задумался о медицине и конкретно о кардиохирургии, о другой специальности я даже не думал, я хотел пойти именно в кардиохирургию и больше никуда", — рассказал Заурбек.
Родители убитых детей сюда приходят каждую неделю. "Город ангелов" — так называется кладбище, на котором похоронены сотни жертв теракта.
"Он безумно любил меня. Он даже в спортзале говорил: я очень люблю маму. И когда их в спортзал загнали, он хватался за голову и причитал: моя мама с ума сойдет", — вспоминает Алла Батагова.
В эти дни по всей стране праздник, нарядные школьники идут на уроки. Везде, но только не в Беслане. Последние 15 лет здесь это дни траура.
"Вечер. Двор многоэтажки. И тут абсолютная тишина. Даже детей ни видно ни слышно. Мы здесь три дня и ни разу не слышали смеха, не видели улыбок. Беслан безмолвно скорбит", — передает корреспондент.