Version: 0.1.0

От "Боже, царя храни" до Цоя: чем удивил культурный норматив школьника

Детский хор "Соколята" — на репертуарном распутье. Раньше все больше пели русские народные, но вот теперь "дирижеры с самого минкультовского верха" добавили неразберихи. "Культурный норматив школьника" заставил запеть по-новому — например, песню Виктора Цоя "Перемен".

Когда из Москвы в регионы спускается очередная образовательная новация — на этот раз в виде "Культурного норматива школьника", — учителя с учениками сперва понять не могут и ждут разъяснений: вот это теперь и есть руководство к действию?

"Я, честно сказать, не могу оценить такое начинание объективно, потому что сложно мне понять и осознать, как это детьми будет восприниматься, потому что уже немножко другой срез культуры уже у современной молодежи и все это как-то очень смахивает на какой-то норматив по культуре, типа ГТО, как у нас был", — говорит руководитель группы "Мамульки бэнд" Максим Семенов.

Казалось бы, обычные 200 страниц чиновничьего текста стали настоящим детективом со скандальным оттенком. Словно испугавшись собственной инициативы, в Минкульте удалили документ со своего сайта. Но мы все же успели его скачать, распечатать и пришли с ним в руках.

"Вы знаете, я хочу вас разочаровать: мы не были заказчиками, даже не мы возглавляли рабочие группы. Это они у нас деятели культуры, которые имеют право высказывать свою точку зрения. Рабочую группу при министерстве возглавлял вице-губернатор Пензенской области Югов... нет, Ягов", — заявила замминистра культуры Ольга Ярилова.

Но пензенский вице-губернатор Олег Ягов утверждает: он просто поделился опытом, решали все в Москве.

"Но в конечном итоге, конечно, на самом деле рабочую группу возглавил заместитель министра культуры Ольга Сергеевна Ярилова, потому что и ресурсы, и центр при Министерстве культуры есть, который занимается просветительской работой", — сказал он.

В отечественном разделе списка "Музыка для 9–11-х классов" сначала много классики и только в самом конце, после Окуджавы и Высоцкого, как чертики из неведомой табакерки выскакивают "Машина времени", причем с совершенно конкретными "Солнечным островом" и "Марионетками", потом — Виктор Цой и его "Мы ждем перемен" и "Наутилус Помпилиус" — "Связанные одной цепью". Вроде бы и "классика русского рока", но какая-то однобоко ориентированная. Александр Ф. Скляр смотрит список и соглашается: это как минимум "странный" выбор рок-музыки для школьников.

"Скорее всего, этот список в части рок-песен отражает пристрастие тех чиновников от Министерства культуры, которые в юношестве на эти песни западали. Имя этого чиновника, конечно, очень хотелось бы узнать и с ним поговорить, но этого мы никогда не узнаем", — отметил он.

Но почему же, Александр? Мы имя узнали и поговорили даже. Правда, Ольга Хвоина не чиновница, а преподаватель музыки сразу в нескольких известных училищах и вузах. Именно ей Минкульт поручил музыкальную часть культурного норматива. Времени на раскачку не было.

"На составление этого списка ушло три дня, мы профессионалы своего дела, и знаем, какие песни отобраны временем. То, что вошло сюда, показалось мне, да и тем фокус-группам, с которыми я общалась, наиболее ярким отражением настроений того времени", — заявила она.

"Эти песни действительно воспринимались как голос масс, голос улицы. Не знаю, как они будут восприняты сейчас. И задумывались ли те, кто составлял этот список, о том, как современная молодежь будет на это реагировать? Пытаются вмешаться таким образом в дополнительное образование, внеклассное образование в средней школе. Это говорит о том, что не хватает профессионализма, наверное, чиновникам", — считает политолог, замдиректора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров.

Киносписок тоже пестрит нестыковками и нелепостями. Да, есть настоящие шедевры и кинохиты всех времен и народов, но, расположенные именно в алфавитном порядке, они производят впечатление хаотичного кинофестиваля без правил. Режиссер Александр Митта долго записывает названия рекомендованных картин, размышляет и выносит свой вердикт: "Сырая поделка минкультовская, я их знаю много, встречался с ними в течение всей жизни. Складывается впечатление, что все свалено в кучу. Я бы и сам такое навалил, если бы мне сказали: времени мало, а фильмов — много. Без комментария, без того, что значит этот фильм в истории, в развитии, без этого это все просто бессмысленно".

Любой школьник может подать заявку, завести интернет-дневник, куда ставить галочки: посетил, посмотрел, послушал. Но удивляет другое: оценки произведениям культуры предлагается давать в виде смайлика. Впрочем, авторы "культурных нормативов" не собираются ограничиваться "архаичной классикой", школьникам предлагается кое-что радикально новое.

В разделе "для 9–11-х классов" это называется "Меню современного искусства" — хэппенинг, перформанс, инсталляции и даже боди-арт. Вроде составители культурного норматива говорят со школьниками на одном языке. Но одно дело говорить, а совсем другое — видеть. Вот увидишь такой "хэппенинг" в 14, 15, 16 лет — и непонятно, какая "инсталляция" придет тебе в голову.

Мастера боди-арта, кстати, уточняют: школьникам на все это можно только смотреть, но никак не участвовать.

"Я знаю, что художник может быть любого возраста, а модель — строго от 18 лет", — говорит автор работ в стиле боди-арт Екатерина Михайлина-Милованова. Это связано со статьей о совращении несовершеннолетних.

Член Общественного совета Минкульта Николай Бурляев добавил своих красок. В "закоулках" культурных нормативов выловил множество странностей и нестыковок. Это и рекомендованная пятиклассникам картина Босха "Искушение святого Антония", и предложение старшеклассникам сходить на спектакль по повести Бунина "Митина любовь", где герои в любовном угаре буквально "лезут на стенку", а в финале главный герой сводит счеты с жизнью.

"Вот люди, которые принимали эти решения по нововведениям, по проталкиванию в педагогический процесс того, от чего дети должны быть подальше, поп-арта, боди-арта там, всякой этой чепухи, нашей попсы, каких-то фильмов американских, — что происходит? Кто это делает? Я задам этот вопрос министру культуры лично — пусть он ответит", — заявил народный артист РФ, первый зампредседателя Общественного совета при Минкульте Николай Бурляев.

Культурный уровень, интеллект и эрудиция новых поколений — это то, без чего никак не обойтись. Вот только как выстроить новую парадигму ориентиров? Кто-то долго думает, а кто-то быстро пишет новый норматив.

"Бюрократия работает сама на себя. Давайте этот сделаем отчет, этот введем какой-нибудь нормативчик, этот введем. Я вижу чисто бюрократический здесь момент. Не более того. Кому это выгодно? Только самой бюрократии", — считает академик Российской академии художеств, заслуженный работник культуры Сергей Заграевский.

Многих заинтриговал и список зарубежных звезд рок- и поп-сцены. Элвис Пресли, The Beatles, Queen, ABBA, Nirvana. Перечень, с одной стороны, "представительный", но тоже вызывающий массу вопросов.

"А почему Money? Почему "Бабки"? Мне жалко это поколение, которому навязываются такие установки", — говорит Александр Скляр.

Но случившийся скандал с перекладыванием ответственности друг на друга, непонятными формами культурного норматива позволяет все же надеяться, что старт странного ГТО будет отложен. И до "школьного боди-арта" на фоне "Черного квадрата" дело не дойдет.

От "Боже, царя храни" до Цоя: чем удивил культурный норматив школьника