Лучший в жизни подарок на день рождения Татьяна Комягина сделала себе сама. 42 года назад родила первого сына. Александра. Будущего Героя России.
"Вот видите? 30.09.77-го. А я рождена так же – 30.09 только год другой. Я его родила в день своего рождения", - говорит Татьяна Комягина.
Александр Комягин погиб в первый день весны. А похоронка пришла 8-го марта. Его младший брат Сергей, тогда еще школьник, торопился домой поздравить мать.
"Я встретил мамку всю в слезах, я просто, если честно, я просто убежал из дома. К соседям, к другу, и минут десять меня нашатырем…" - вспоминает Сергей Комягин.
Сейчас ей кажется, что жизнь старшего сына пролетела как-то слишком быстро. Кажется, только вчера пошел в первый класс, и вот уже его именем называют улицу и школу в родном Рассказове (это Тамбовская область), и нужно собираться в Москву, а затем в Чечню, на 20-летие подвига 6-й роты.
"Когда внучка со мной, я всегда говорю: "Саш, мы пришли к тебе. Ты гляди на нас". Достаю его вот этот медальончик, как люди называют "смертник". И я вот так в руках держу его, и всегда мне кажется, что это сын мой. Здесь прямо, здесь, со мной", - говорит Татьяна Комягина.
Бой шестой роты 104-го гвардейского полка ВДВ – самый драматичный эпизод второй Чеченской. В начале февраля 2000 года федеральные силы выбили террористов из Грозного и блокировали их в Шатойском районе. Вокруг горы – сплошной линии фронта нет. 28 февраля 6-й роте было поручено занять высоту 776. 29-го утром десантники уже на месте. Но, не успев окопаться, столкнулись с противником. Начался бой.
Боевики группировки Хаттаба и Басаева выходили из Улус-Керта в направлении села Сельментаузен, откуда хотели сделать бросок в Дагестан, за заложниками. Пройти слева по устью реки не смогли – эта сторона простреливалась нашими войсками. По реке справа тоже не пройдешь - там обрыв. А впереди высота 776, которую заняла 6-я рота под командованием полковника Евтюхина и майора Молодова. Изначально, до подхода усиления, их было 75 человек. Потом 90. Против двух с половиной тысяч боевиков.
Большая часть десантников – срочники. Тогда еще их отправляли в горячие точки. Сыну Камита Амбетова Николаю было 19 лет. Отец позже узнал от сослуживцев – террористы просили пропустить их.
"Пацан один остался живой. Он говорит, командира вызвал боевик, давай без боя, говорит. Вы нас не трогаете, мы вас не трогаем, пропускаете. А командир говорит "нет", и понеслось", - говорит отец Героя России Николая Амбетова Камит Амбетов.
Позже, когда военные поднялись на высоту, они во всех деталях восстановили картину боя. Погибшие десантники лежали там, где их застала смерть.
"Когда пришли их собирать, Саня лежал отдельно от всех. Он занял выгодную позицию. И у него всё было усыпано гильзами. Всё вокруг. Он был пулеметчик. У него сильно распухла нога, ранение было. Их ходили, добивали – множественные сквозные ранения груди", - говорит брат Героя России Александра Лебедева Юрий Лебедев.
Юрий – брат Героя России Александра Лебедева. Школа на окраине Пскова, в которой он учился, теперь носит его имя. Учитель Александра Людмила Гладкова вспоминает, как они с учениками делали мемориальный стенд – собирали вырезки из газет, письма и фотографии.
"И мы просто бросали всё, потому что все плакали. Ну, это невозможно передать словами. Перед глазами почерневшие от горя родители, и мы знаем – вот эти мальчики! Обыкновенные! Им, наверное, и двойки мы ставили, и ругали их. Но они вот такую судьбу выбрали. Меня все время поражает – их же умирать не учили! Они хотели жить!" - говорит учитель истории Людмила Гладкова.
К концу первого дня боя рота потеряла треть личного состава и попала в окружение. Только тогда стало ясно, какая мощная группировка им противостоит.
Не все погибшие были из 6-й роты. Ночью на подмогу десантникам смогли прорваться соседи из 4-й роты, которая занимала вот ту высоту. 15 человек во главе с майором Александром Доставаловым. Он услышал по рации: "Саш, выручай!", собрал добровольцев и пошел на верную смерть. К тому моменту уже все было понятно… Но их появление, появление пусть и небольшой, но все-таки подмоги, оказало сильное влияние на боевой дух окруженных. Мол, нас-то судьба в капкан загнала, а ребята сами пришли… Из группы Доставалова не выжил никто.
О трагедии 6-й роты написаны книги, снято множество фильмов. Самый подробный – многосерийная драма "Честь имею". Исполнитель одной из главных ролей - актер Андрей Фролов - говорит: перед съемками они изучили историю каждого бойца и эпизоды их реальной жизни вставляли в сценарий.
"Молодой солдатик, вот я знаю, там, Миша его звали, кажется, Травин, он вообще первогодок. Он ушел в Чечню, и мать очень сильно просила, чтобы его не отпускали в горячую точку. Он ей сказал: "Мам, не позорь меня"! Вот такие истории отдельные были взяты в нашем фильме", - говорит Андрей Фролов.
Утром 1 марта боевики пошли в наступление сразу со всех сторон. В авангарде шли отборные арабские наемники из отряда "Джамар" - около 400. К тому моменту в строю оставалось всего 26 израненных десантников. Они и приняли последний бой
Дошло до рукопашной – рядового Романа Ердякова так и нашли с саперной лопаткой в руках.
"Не убежал, не струсил, а вот именно когда закончилось все, у него была саперная лопатка в руках", - говорит Ольга Боброва, знакомая Романа Ердякова.
Из 90 выжить удалось лишь шестерым. О том, как погибла рота, страна узнала от сержанта Александра Супонинского.
"Пацаны, у кого даже последние патроны были, они в них выпускали, но никто не уходил. Не сбегал, ничего, оружие никто не бросал до конца", - говорит Герой России Александр Супонинский.
Спустя двадцать лет Александр вернулся на высоту и рассказал подробности того боя. О том, как последний остававшийся в сознании офицер - капитан Виктор Романов перед смертью приказал ему вывести оставшихся бойцов к своим.
"У меня оставалось в рожке 4 патрона, у Андрея - 2, когда Романов нам… Он вроде хотел мне кинуть рожок, который зарядил полностью, и смотрит: мы остались втроем, остальные ребята были без сознания, раненые тяжело. Он заряжает рожок, смотрит на меня и говорит: уходите вниз по оврагу. Хоть вы останетесь живы, расскажете, как это было. Потому что некому больше… Ну вот эти слова пролетели настолько мгновенно все. Я сначала сказал: нет, мы не уйдем, он крикнул: "Я приказываю – уходите по оврагу", - говорит Герой России Александр Супонинский.
Андрей Поршнев – еще один из тех шестерых выживших бойцов 6-й роты. Рассказал, как перед смертью подполковник Марк Евтюхин вызвал огонь артиллерии на себя.
"Последние минуты боя, комбат, когда вызывал огонь на себя, мы все прекрасно понимали. Что когда вызываешь огонь на себя, любой снаряд может приземлиться на тебя", - говорит выживший боец 6-й роты Андрей.
Рядом с селом Улус-Керт, у подножия той самой высоты стоит поклонный крест. На нем лишь одно слово – Ника, то есть победа. В последний день зимы сюда каждый год приезжают родственники погибших, чтобы возложить цветы. А в первый день весны цветы возлагают там, где похоронены десантники. В Пскове, Тамбове, Волгограде и других городах. Отец Александра Лебедева, не чокаясь, выпьет.
"Сижу, там еще фотографии на кухне есть, стопочку налью, ну вот так как бы.. прошу прощения, что не сохранил", - говорит он.
А мать Александра Комягина в этот день включает песню, посвященную 6-й роте, и тоже плачет…
"Там, знаете, очень хорошая песня есть, написана сослуживцем из полка. Там слова такие прям: "Там белый снег в горах как будто саван. Зелёнка в мае все еще рябит. И в тех горах под снегом алым 6-я рота в тех горах лежит”, - говорит она.