Она несет свет искусства: Ирине Антоновой исполнилось 98 лет
Дрезденская картинная галерея обязана ей второй жизнью и возрождением былой славы. Праздник у Ирины Антоновой, президента Музея изобразительных искусств имени Пушкина.
При этом день рождения совпадает с другой знаменательной датой в ее жизни - 75-летием работы в стенах музея. Миллионам россиян Антонова запомнилась тем, что первой в стране привезла в Москву "Мону Лизу" и многие другие мировые шедевры. А вот в Дрездене об Антоновой забыли.
Легкой, но уверенной походкой она не просто идет по жизни - Ирина Антонова несет за собой свет искусства, словно сходящий с картин, рядом с которыми она всю жизнь. И каждый зритель - само внимание. Потому что к столь глубокому источнику знаний сейчас припасть очень большая редкость. Человек, который вам всё расскажет и о Ван Гоге, и о Дрезденской галерее.
С этим крупнейшим в мире собранием шедевров итальянского Возрождения, фламандской, германской, испанской, голландской живописи у Ирины Антоновой почти мистическое совпадение по жизни. Она пришла на работу в Музей изобразительных искусств имени Пушкина в 1945-м, в год не только Великой Победы в войне, но и спасения Красной армией картин из дотла разрушенного американской авиацией Дрездена. Потерявшие головы фашисты вывезли картины и разместили их в заминированных пещерах.
"Начались реставрационные работы. Они были очень значительные. Портрет Дюрера весь с верху до низу покрыт белой пеной! Вещь погибала буквально", - рассказывает президент Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Ирина Антонова.
Сейчас полотно Лукаса Кранаха "Портрет курфюрста в Брачном венке" висит в Дрездене и считается культурным достоянием немецкого народа. Ирина Антонова спасла его из московской комиссионки 75 лет назад.
"И я сразу узнала Кранаха, и мы его купили! Причем мы его купили за 1000 рублей! Смешные деньги!" - пояснила Антонова.
Рембрандт, Рубенс, Вермеер, Караваджо и Тициан - весомая часть их наследия могла бы сейчас считаться утраченной, если бы не простой советский искусствовед Антонова.
"Конечно, самая пострадавшая был "Денарий Кесаря" Тициана. Состояние ее было ужасно просто! Речь шла о спасении картины", - говорила Антонова.
Во многом это изречение остается одним из ее главных принципов. Искусству она отдает всю свою жизнь, а зрителю несет как раз то самое искусство. Именно Антонова первой привезла в Москву "Мону Лизу", а также Модельяни и Кандинского. С тем же любимым Тицианом из Дрезденской коллекции пришлось расстаться в 1955-м, когда Никита Хрущев принял решение вернуть вывезенные после победы шедевры братскому народу ГДР. Вот уже 30 лет как объединенная Германия Ирину Александровну расстраивает отсутствием должной благодарности.
"Несколько лет назад я была в Дрездене, там висела маленькая, скромная, недостойная этого события табличка. Благодарят, что СССР вернул эту галерею. И потом я приехала снова - табличку сняли! Ее уже не было. Они стерли память", - негодует Антонова.
Но наши ценители искусства всё помнят, а потому, как только после вынужденных каникул снова откроются музеи и выставочные залы, Ирину Александровну Антонову снова позовут с лекциями и опять в день ее рождения будет идти вереница поклонников с цветами и словами общей искренней благодарности.