Российские леса подверглись нашествию шелкопряда
Российские леса подверглись опасности. Тысячи гектаров вековых деревьев в Сибири гибнут прямо сейчас.
Черно-белые, мохнатые и крайне опасные. Всего за несколько часов эти насекомые способны полностью уничтожить хвою столетнего дерева.
Небывалое нашествие сибирского шелкопряда — в Якутии и Красноярском крае гусеницы облепили стволы деревьев так, что листьев почти не видно.
На каждом дереве от двухсот до двух тысяч гусениц.. Если с вредителем не бороться, он может уничтожить полтора миллиона гектаров ценнейшего леса. То есть площадь размером с Грецию.
"Данный вид вредителя объедает хвойные насаждения, у нас в основном это лиственница даурская, после вторичного полного объедания насаждения усыхают, то есть погибают", - говорит старший госинспектор министерства экологии Республики Якутия Николай Никитин.
Шелкопряд съедает не только хвою, но и почки — восстановиться после нашествия гусениц не способно ни одно дерево. Там, где прошел шелкопряд, неизбежно возникают природные пожары. Настолько сильные, что потушить их почти невозможно. А шелкопряд, превратившись из гусеницы в бабочку, просто улетает захватывать новую территорию.
"Примерно до 500-600 яиц в брюхе одной бабочки. Представьте себе, если гусениц на дереве крупного кедра 10-15 тысяч штук, выйдет 50 процентов бабочек с таким запасом яиц", - говорит директор центра защиты леса по Красноярскому краю Владимир Солдатов.
Шелкопряда травят химикатами — против гусениц подняли самолеты лесоохраны. Они распыляют препараты методом так называемого ультрамалообъемного опрыскивания. Фактически создавая туман, который прилипает к хвое деревьев. Правда обработка эффективна только на ранней стадии развития шелкопряда.
По словам специалистов, таких больших гусениц они не видели несколько лет. Причина вспышки — теплая осень, снежная зима и ранее сибирское лето — все вместе это позволило шелкопряду нанести мощный удар.
"Он в природе находится, но в малом количестве, вот эти очаги, а потом такая вспышки происходит, жара, сухое лето, и он начинает размножаться", - говорит участковый лесничий Якутского лесхоза Степан Филиппов.
Как уничтожить шелкопряда в зародыше до того, как он пойдет в атаку, ученые до сих пор не придумали. Но заметили одну странность. Кажется, природа сама научилась бороться с вредителем.
"Вот, скажем, весь массив поражен, и вдруг 3-4 кедра стоят совершенно не тронутыми. Надеемся, что в перспективе, в будущем возможно формирование именно таких устойчивых как к сибирскому шелкопряду, так и к другим насекомых, насаждений", - говорит директор центра Защиты леса по Красноярскому краю Владимир Солдатов.
Почему прожорливый и всеядный шелкопряд считает некоторые деревья невкусными, точно неизвестно. Возможно, хвойные породы выработали к вредителю что-то вроде иммунитета. Выяснить это можно будет лет через 100, ведь шелкопряд как истинный ценитель предпочитает хвою на стволах исключительно вековой выдержки.