Благовещенск и Барнаул претендуют на звание городов трудовой доблести
По всей стране сейчас готовятся к выбору городов трудовой доблести. Этим званием хотят увековечить подвиг тружеников тыла. Ведь Великая Победа ковалась не только на передовой. Пули, снаряды, одежда - все это на фронт поставляли заводы на Дальнем Востоке и в Сибири. Это был результат бессонных ночей и работы на износ даже не самих заводов, а людей. Целые города перестраивались под одно производство.
Всех своих из бригады Елена Левадская помнит по именам даже 80 лет спустя. На фотографии звено станкостроительного завода - только женщины и молодые девушки. После начала войны они ушли на свой, рабочий фронт: металлистами, сталеварами, оружейниками.
"У нас девушка была из Белоярска, вот, бывало, патрон покрутит, подрежет, на нем же и поспит. Потом проснется, опять давай крутить. Так и было", - вспоминает труженица тыла, ветеран труда Елена Левадская.
Именно сюда, в Сибирь, с западных границ Советского Союза вывозили большинство станков для производства боеприпасов. Чтобы обеспечить обороноспособность страны, откладывать их запуск было нельзя. Уже к началу осени из вагоноремонтных ангаров Барнаула начали уходить снаряды для артиллерии, станкостроительный завод производил патроны, мины и гранаты - десятками тысяч в день.
"Выпускали производственные цепи, электрические тали, по ходу войны наладили производство вообще всего. Что могло помочь фронту - выпускалось", - рассказал заместитель директора Барнаульского станкостроительного завода Николай Степанов.
Смены по 16 часов и тяжелейший физический труд - такая же ноша легла и на плечи работниц текстильных заводов. С начала войны и до самого Дня Победы в барнаульскую форму был одет каждый второй советский солдат: шили гимнастерки, брюки, шинели, ушанки.
"Мы с Ивановским комбинатом выпустили 100% формы для наших солдат пополам. Многие ушли на фронт, поэтому те, кто остались, работали интенсивно. Смены были совершенно другого плана", - говорит советник генерального директора Барнаульского меланжевого комбината Олег Песиков.
Такой же ежедневный подвиг совершали и на Дальнем Востоке - в Благовещенске. В начале войны там зародилось всесоюзное движение "двухсотников" и "пятисотников" - тех, кто стабильно перевыполнял дневную норму в два, а то и пять раз. В краеведческом музее города до сих пор хранится трудовая книжка железнодорожницы Александры Бакшеевой, которая давала фору даже рабочим-мужчинам.
Она была несовершеннолетняя девушка, и ее бригада каждый день выполняла 10 норм. Юноши присылали ей письма, даже без адреса, они все равно доходили.
Жители Приамурья доказали, что лозунг "все для фронта - все для победы" не просто слова. Уже к 43-му году труженики тыла перевели в созданный фонд обороны около 6 миллионов рублей из собственных зарплат. На эти деньги Советский Союз построил две авиаэскадрильи, колонну танков и боевой корабль.
"Несли не только деньги. Золото, украшения, все, что представляло какую-то ценность. И за это пришла телеграмма лично от Иосифа Сталина в благодарность всем жителям Благовещенска", - рассказала заведующая экспозиционным залом Амурского областного краеведческого музея Анжелика Зверева.
Без работы глубокого тыла, в том числе в Барнауле и Благовещенске, разгром нацистов был бы невозможен. Ведь именно оттуда фронт обеспечивали одеждой, боеприпасами и техникой. А значит, тех, кто трудился на благо Родины в тылу, тоже можно смело назвать победителями.