Version: 0.1.0

Огромную братскую могилу времен войны нашли в Тульской области

Огромную братскую могилу времен войны нашли в Тульской области. А все благодаря воспоминаниям тогда ещё 7-летней девочки. Уже сейчас, будучи в преклонном возрасте, она смогла навести поисковиков на след массового захоронения.

Небольшое село Николо-Гастунь на западе Тульской области оказалось почти на месяц по ту сторону линии фронта осенью сорок первого. Формально было оккупировано, но немцы обошли село стороной и когда шли на Тулу, и когда отступали.  Боев в селе не было, но рядом с местной полуразрушенной церковью поисковики нашли крупное братское захоронение. 

«Мой знакомый получил эту информацию от своей тети. Связался с нами, сказал, что в районе церкви в Николо-Гастуни находится братское захоронение. Так как здесь боев не было, в этом районе, то заинтересовал сразу вопрос, откуда оно здесь может взяться?» - рассказал руководитель тульского поисково-спасательного отряда «Штурм» Михаил Булдаков.

Эту историю поисковикам рассказала Нина Канунова. В апреле сорок второго года, когда началось весеннее половодье, и Ока разлилась – по реке вдруг поплыли тела погибших красноармейцев. 7-летняя Нина видела всё своими глазами. 

«Стояли прям у самого берега. Сколько плыло! Видимо-невидимо. Сколько ледышек плыло, столько трупов. Одни трупы сплошные. Они чуть-чуть качнутся, проплывут, потом остановились. Ну и мужчины трупы эти ловили багром. Кто с краю станет у самого берега, кто прыгнет на следующую льдину, подтянет вот так к себе. И грузили на сани. И по нашей улице возили к церкви», - вспоминает Нина Канунова.

Скорее всего, погибшие солдаты – это участники зимнего контрнаступления. Ока в этом месте течет с юга, со стороны Орловской области, освободить которую в начале 42-го не удалось.   

«Здесь может находиться более ста бойцов. Подвозили их от берега на возах. Четыре воза было, и потом еще довозили. То есть вот эти вот ямы могут быть не последними. Хоронили их в воронках от авиабомб. Так как вот эта церковь несколько раз бомбилась немцами. Попасть не попали, но землю наковыряли сильно», - рассказал руководитель тульского поисково-спасательного отряда «Штурм» Михаил Булдаков.

Установить личности погибших солдат не удалось. Именно так чаще всего и бывает – в те годы в Красной армии не было металлических медальонов.

«У нас были не медальоны, а специальные эбонитовые колбочки, закручивающиеся, с резиновой прокладкой. И вот нужно было написать на бумаге свое ФИО и адрес, куда посылать похоронку, если солдат погибает. И была такая примета, что, якобы, если ты такую бумажку написал и положил туда, то тебя обязательно убьют», - сказал историк Юрий Кнутов.

Тогда, в 42-м, жители села похоронили солдат как положено. На братской могиле поставили памятник.

«Прошло какое-то время, мы побежали туда смотреть могилу. Приходим – могила. Настоящая могила. Всё сделано. Изгородь сделана деревянная зелёная. Памятник конусом. И звезда», - отметила местная жительница Нина Канунова.

А в 50-х годах, по словам Нины Кануновой, красноармейцев якобы перезахоронили и памятник снесли. Вот только жители села были уверены, что подняли из братской могилы далеко не всех – в 42-м павших было явно больше, но спорить с властью в те годы было опасно. И вот теперь подозрения подтвердились. Бойцов похоронят, как положено – с воинскими почестями и салютом. На тульском мемориальном кладбище.

Огромную братскую могилу времен войны нашли под Тулой