Скандал на низких частотах: с Little Big требуют 12 млн за плагиат
Мир российской музыки прямо сейчас сотрясает скандал на низких частотах. Группу Little Big, которая в этом году должна была представлять Россию на "Евровидении", обвинили в плагиате. В треках петербургских музыкантов автор одного позабытого хита 10-летней давности внезапно услышал знакомые до боли басы. Вся хореография, говорит, тоже украдена. Корреспондент РЕН ТВ Никита Гмыза разбирался, есть ли доказательства.
150 ударов в минуту - динамик кнопочного телефона, кажется, трещал от перегруза. Но 10 лет назад про "школу колбасы" на переменах должен был услышать каждый, поэтому ставили на максимум. Один из первых вирусных треков прошлого десятилетия сейчас уже подзабыт, но его создатели решили напомнить о себе. И так же громко. Судебным иском с жалобой на плагиат, и не к кому-нибудь, а к группе Little Big.
Документы в суд отправили почтой из Москвы в Петербург. Авторы хита и основатели Hard Bass School утверждают: в треках Little Big "Pop on the top", и "Слэмятся пацаны" они слышат знакомые мотивы.
"Ну достаточно посмотреть, послушать, вот продемонстрировать вам сейчас. Одинаковый бас, который, по моему мнению, взят с нашей композиции. Это Little Big - это мы. На мой взгляд, все достаточно идентично", - говорит основатель Hard Bass School Валь Толетов.
Стиль, скорость читки, флоу - по мнению Толетова, все это Little Big позаимствовали из их раннего творчества. Более того - даже басы не просто скопировали, а полностью вырезали. Оказывается, школа Хардбасса сделала их с помощью программы собственной разработки. Толетов требует около 12 миллионов рублей за ущерб. Сумма не с потолка - ведь одной только музыкой дело не ограничилось. По мнению музыканта, весь образ Little Big - одно сплошное заимствование. Украдены даже движения в их знаменитом Skibidi.
"Вот обратите внимание - движения абсолютно идентичны. Ну конечно, они немного добавили что-то своего", - заявил Толетов.
Музыка, образ, танец и челленджи. Основатели "школы колбасы" уверяют - игра на стереотипах о русских - это тоже их изобретение. Главный вопрос тут - какие ваши доказательства? Ведь, следуя этой логике, они сами должны получить судебный иск от тех, у кого они первоначально "позаимствовали" образы русских гопников. Хорошо, что это не зарегистрированный товарный знак. На суде именно это и придется доказывать - наличие прав на программу, на трек с конкретно таким количеством ударов в минуту и именно с таким басом. При этом эксперты уже сейчас говорят - услышать плагиат здесь сложно. Ведь сам жанр подразумевает аутентичное - но не идентичное звучание. Иначе так можно и про каждый марш сказать - с их одинаковым темпом и ритмом - что где-то мы это уже слышали.
"Вот они, два трека. Посмотрите, ну начнем со структуры треков, они абсолютно различны, даже на взгляд. Разные тональности треков, разные структуры треков, если говорить о речевой, они совершенно различные по стилистике. Синтезаторы волны используются якобы какие-то эксклюзивные авторские. Их огромная масса, этих синтезаторов виртуальных, и посредством любого можно синтезировать какие-то звуки, треки", - объяснил Юрий Макеев, эксперт по фотовидеотехническим исследованиям и фоноскопии.
Хореографы говорят, что и якобы украденный танец - не то чтобы оригинальное изобретение.
"Вдохновились? Да. Украли? Нет, я бы так не сказала. Вообще все это хореографией назвать сложно, это какие-то простые движения, которые может повторить каждый, не в обиду Hard Bass School, ребята просто отрываются, как на дискотеке", - считает хореограф-постановщик Элона Жалнина.
Непонятно, откуда взялись претензии к заимствованию движений - в интервью 8-летней давности один из основателей Hard Bass School сам говорил: они были всегда.
Шумиху вокруг судебного иска пиар-служба Little Big комментировать отказалась. И это понятно. Со стороны любой большой группы, у которой миллионы фанатов, это будет лишней рекламой для конкурента, который на хайпе хочет урвать немного славы или напомнить о себе. Теперь тонкую грань между "украдено" и "вдохновились" будет нащупывать суд. Возможно, основателям Hard Bass School даже нужно радоваться - еще режиссер Джим Джармуш призывал красть все, что вдохновляет, так как ничего оригинального в мире уже давно нет.