Version: 1.0.2

Производители и экономисты поспорили о повышении цен при маркировке

Будущее российской торговли сегодня обсудит президент с кабинетом министров. Разговор пойдет о маркировке. Система, которая сейчас вводится в стране как для отдельных продуктов питания, так и для предметов одежды и даже запчастей, уже не раз становилась поводом для спекуляций. Производители грозили поднять цены, заложив в них затраты на маркировку.

Уникальный цифровой идентификатор похож на обычный кьюар-код и работает по тому же принципу. Проверить можно с помощью специального мобильного приложения. В нем отображается вся базовая информация о товаре: страна производства, компания-производитель, заказчик и все материалы, использованные при изготовлении.

С первого июля этого года вся обувь в стране промаркирована. Оборот немаркированной запрещен. То же самое с табачной продукцией. Для лекарств обязательная маркировка введена, но продавать без нее пока еще можно. В следующем месяце продавать запретят немаркированные фотоаппараты, специальный код обяжут наносить на упаковки парфюма, с ноября – на шины. В январе следующего года исчезнуть с прилавков должны одежда и молочные продукты без цифрового знака. На очереди велосипеды и кресла-коляски. Создание этой Единой системы маркировки в нашей стране координирует Минпромторг. И, как там уверяют, такая система на руку всем участникам рынка.

Сами производители настроены не так оптимистично. 

Уже 116 лет на этой ярославской фабрике делают и сувенир, и, возможно, самую теплую экологичную обувь – русские валенки. Но с этого сезона к привычному дизайну добавится такая новая бирка – разорительная, по мнению директора.

"Ожидаем падение спроса от 10 до 20%. На продажу валенок повлияет не теплая зима, а введение обязательной маркировки. Это потребует дополнительного оборудования, программного обеспечения", – говорит директор фабрики валяной обуви Семен Шмыков.

О том, что из-за маркировки им, а, значит, и покупателям придется раскошелиться, уже заявили и другие: производители молочных продуктов, одежды.

Виктория владеет ателье.

"Маленькие производства вымрут, наверное, сразу. Я вообще с ужасом об этом думаю", — говорит она.

С подобными заявлениями бизнес выступает регулярно, как только подходит время маркировать ту или иную категорию товаров. Этим же объясняют взвинчивание цен. Хотя аналитики называют коды своеобразным фильтром. Если продукция качественная, ее владелец только выиграет от ухода теневых конкурентов. Так, за четыре года с начала маркировки шуб в России легальные продажи меховых изделий выросли на 70 миллиардов рублей.

"Это в большей степени спекуляция. Потому что на цены влияют другие факторы. И они повышаются вне зависимости от того, вводится маркировка или нет. Я не думаю, что стоит серьезно относиться к таким заявлениям, и никогда они не приводили к таким серьезным ценовым скачкам", – говорит экономист Дмитрий Заворотный.

Сам проект –  государственно-частное партнерство. Минпромторг процесс контролирует, но деньги из бюджета не вкладывал. Соглашение с профильной компанией рассчитано на 15 лет, сумма инвестиций – 200 миллиардов рублей. И как нам рассказали в этой фирме, будучи частниками, они старались прислушаться к бизнесу. Для производителей молока, например, запустили стартап.

"В России разработано, вот это без преувеличения, мировое ноу-хау с точки зрения цифровой печати. Разработано решение, которое прямо в типографии позволяет на той скорости, на которой сейчас производится эта упаковка, печатать переменные коды маркировки. Мы уверены, что эта технология будет тиражироваться и за рубеж", – говорит заместитель гендиректора развития перспективных технологий Реваз Юсупов.

Окупить проект планируют за семь лет. За счет стоимости кодов один такой обходится в 50 копеек. По маркировке в приложении можно отследить путь товара

Там же можно пожаловаться, если код недействителен. Информацию обещают направлять в профильные органы. Уже составлен список товаров, которые подлежат обязательной маркировке к 2024 году. Сейчас обсуждают включение в него электронных сигарет и детских товаров.

Производители и экономисты поспорили о подорожании цен при маркировке