Version: 0.1.0

Комната на "Динамо", высотка и "черное гетто": как снимали "Брат-2"

20 сентября исполняется 18 лет со дня гибели талантливого актера Сергея Бодрова.

20 сентября исполнится ровно 18 лет с момента гибели одного из самых талантливых российских актеров – Сергея Бодрова. Всероссийскую известность и славу Сергею принесла роль Данилы Багрова в фильмах "Брат" и "Брат-2". Образ простого парня, прошедшего горячую точку, пытающегося жить в несправедливой реальности и менять ее к лучшему, стал кумиром целого поколения.

В чем сила, Брат? На каких улицах снимали продолжение истории Данилы Багрова? Почему в фильме Балабанова столица совсем не похожа на фото из путеводителей? Чем московским властям не угодил памятник Сергею Бодрову? И кто решил снять продолжение легендарного фильма? Об этом и не только - в спецпроекте Сергея Доля на РЕН ТВ.

В Москве на рынок аренды жилья выставили комнату Данилы Багрова. В доме недалеко от станции метро «Динамо» снимали эпизоды фильма "Брат-2". Теперь поселиться в квартире главного героя культового фильма может любой желающий. Правда удовольствие придется разделить с шестью соседями – аренда покомнатная. К тому же внутреннюю отделку и мебель в помещении давно сменили.

"Брат-2" - продолжение истории Данилы Багрова - занимает первое место среди самых продаваемых кинолент 2000 года. В отличие от первого фильма у этого проекта были спонсоры и хороший бюджет. На съемки потратили один миллион долларов. Удивительно, что при этом картина стала убыточной. По официальным данным, за нее выручили не более шестисот тысяч долларов.

Комната Данилы Багрова теперь сдается

Изначально Алексей Балабанов задумывал фильм «Брат» как трилогию, вторую часть должны были снять в Москве, а третью - в Америке. Но в итоге вторую и третью часть объединили в одну.

"Брат-2" начинается с визита Данилы Багрова и его бывших сослуживцев в телецентр Останкино. Молодых людей позвали в качестве гостей в популярную телепередачу. Рассказать об армии и Чеченской войне.

По сценарию Данила Багров вместе с бывшими сослуживцами должны были прийти на программу «Взгляд» Александра Любимова, но в последний момент Любимов сниматься отказался и отказался предоставить студию для съёмок.

Это сильно удивило и обидело Балабанова. Ведь Сергей Бодров в те дни был соведущим Любимова. Они вместе вели «Взгляд». Поэтому режиссер был уверен – студия для съемок у него есть. После отказа Алексей даже подумывал свернуть работу над фильмом. Но в результате все получилось иначе.

В итоге режиссёр договорился с Иваном Демидовым, а роль девушки, которая стояла за пультом, сыграла жена Бодрова.

"Так, ребята, ребята. Это прямой эфир. Быстро все, быстро. Минута до съемок. Начали!"

Одной из главных героинь второй части "Брата" стала знаменитая певица Ирина Салтыкова. Артистка сыграла саму себя.

Балабанов настаивал, чтобы в фильме все было максимально настоящим: таксисты, милиционеры и телеведущие. Позвать Ирину Салтыкову режиссеру посоветовала супруга Сергея Бодрова. Когда Алексей узнал, что певица не видела ни одного его фильма, приехал к ней с несколькими картинами. Среди них был и фильм "Брат". В конце встречи Балабанов сказал: "Ты - то, что мне надо. В следующий раз приеду к тебе с Сергеем Бодровым". Через неделю они появились вдвоем с бутылкой красного вина.

"А это кто? – Салтыкова. – А звать как? – Борис. – Не, её? – Ирина".

По сценарию Ирина Салтыкова, у которой был роман с Данилой, жила в доме на Котельнической набережной. Мало кто знает, но съемки проходили в реальной квартире певицы. Вначале она не хотела пускать съемочную группу к себе, но Балабанов ее уговорил.

Балабанов хотел настоящую поп-звезду. В своей одежде, со своими манерами и в своей квартире.

Дом на Котельнической набережной – один из семи так называемых «сталинских высоток». Первых жильцов стали заселять в 1953 году. Изначально в высотке жили только знаменитые ученые, актеры и сотрудники НКВД, а списки жильцов лично составлял Берия.

В тот момент, когда вот эти две высотки жилые появляются (в 1951-й, в 52-й в 53-й год), вся Москва живет еще по сути в коммунальных квартирах и бараках. Конечно, вот эти многоэтажные здания с достаточно просторными квартирами, со скоростными лифтами, большими холлами воспринимаются как какое-то сказочное жилье.Татьяна Воронцова – москвовед

Строительство высоток планировали к восьмисотлетию столицы. Поэтому изначально по проекту зданий было восемь – по одному на каждый век. Но сегодня в Москве только семь таких сооружений. Восьмая должна была появиться в Зарядье. Уже когда были готовы фундаменты, даже верх, уже полностью металлический каркас, инженеры не могли дать твёрдый ответ, не уползёт ли она в Москва-реку, и решили не рисковать.

Правда, есть ещё байка забавная. Рассказывают, что вот якобы уже начали строить, а потом спохватились, что если вывести здание на планируемую высоту 32 этажа, то сверху будет обстреливаться весь Кремль.Татьяна Воронцова – москвовед

Кремль и Красная площадь тоже попали в фильм "Брат-2". Герой Виктора Сухорукова бродил по главной достопримечательности страны. Для съёмки на Красной площади нужно специальное разрешение. У съёмочной группы Балабанова оно было, но на съёмку сцены только с одного ракурса. Не каждый режиссёр мог добиться съёмок на Красной площади. Многие снимали вместо Московского кремля Ростовский. Но Балабанов на подмену не согласился.

Только с одного ракурса. А по сценарию нужно было снять героя Сухорукова, что называется, в проходке по Красной площади, поэтому в тот день вся съёмочная бригада уговаривала местных милиционеров.

"Паспорт на каждом шагу спрашивают. Хорошо - штаны милицейские надел"

Знаменитую сцену погони тоже снимали на московских улицах без всякого разрешения. Тогда в Москве были теракты – взорвали несколько домов. Поэтому по всему городу дежурила милиция. Машины проверяли наугад. Киношники боялись нарваться на патруль.

Сцену со стрельбой снимали с одного дубля, так как на выстрелы точно бы приехала милиция. А крупные планы Сухорукова, стреляющего из пулемёта «Максим», вообще снимали в павильонах.

Погоню бандитов за братьями Багровыми снимали в районе Ивановской горки.  В кадре мелькали Малый Ивановский, Старосадский, Хохловский переулки, а закончили на Забелина, в этой арке.

Та самая арка на Забелина

Александр Гиляревский – художник-постановщик фильма. Он участвовал в подборе всех локаций. В день съемок погони Александр сам стал очевидцем ликвидации последствий одного из столичных взрывов.

Я ехал на работу, я тогда жил на Каширке, и вот, подъезжая к метро "Каширская", я за рулем (неразборчиво) услышал какой-то шум, гул. И там уже стояла милиция, потому что взорвался дом на Каширке. Это было вот в этот день. И, естественно, проблемы таких съемок на улице, ну конечно, были.Александр Гиляревский – художник-постановщик

Неожиданностью для съемочной группы стали ремонтные работы в центре столицы. Балабанов не хотел видеть в фильме открыточную Москву. Он настаивал на малоизвестных локациях – неприметных серых переулках, старых заброшенных и обветшалых зданиях. Тогда такие часто сносили.

Потом был интересный случай: мы нашли один переулок, по-моему, на Сретенке, который нам понравился. После этого Балабанов уехал на неделю в Питер, а вернулся - этого переулка уже не было. То есть там все, что там было и что нам понравилось, всё было снесено.Александр Гиляревский – художник-постановщик

Еще одно историческое место в фильме – тюрьма. По сценарию Данила попадает в отделение милиции, когда находит тело своего бывшего сослуживца Кости Громова. Именно после этого Багров решает помочь хоккеисту из Америки – вызволить его из кабалы нечистых на руку бизнесменов. Ведь Константин и Дмитрий – братья-близнецы.

Алексей Балабанов старался снимать всё настоящее, именно поэтому отделение милиции, в котором оказался Данила, снимали в помещении Московской гарнизонной гауптвахты.

В этой тюрьме когда-то побывали Троцкий, Берия и… рядовой Сергей Сельянов — продюсер фильма. Специально для съёмок сокамерникам Данилы гример рисовала татуировки.

"Чушкан, прикурить дай! Ну ты, парашник, оглох что ли?!"
Я совершенно случайно на Калининском проспекте, рядом с домом книги увидел, там сидели люди тогда, торговали книгами, увидел самиздат по поводу татуировок Гулага и тюрьмы, тюремных татуировок. Потому что то, что мы хотели нанести, ну над нами бы, наверное, смеялась вся страна.Александр Гиляревский – художник-постановщик

Мало кто знает, но еще несколько лет назад на одной из столичных улиц планировали установить памятник Сергею Бодрову. Бронзовую фигуру – актер в образе Данилы Багрова – собирались установить в одном из мест съемок "Брата-2". Эскиз монумента изготовил скульптор Андрей Клыков. Для достоверности ему даже дали вещи, в которых снимался Бодров.

Когда гипсовый макет был готов – в ТАСС провели пресс-конференцию. У собравшихся не было сомнений, что установка памятника – вопрос решенный. Но на деле все сложилось иначе. Эксперты посчитали образ Данилы Багрова слишком агрессивным, пропагандирующим насилие, и монумент забраковали.

Это была вообще сказка. Были и берцы, и бушлатик, и курточка, которые были на съёмках. Нам так вот дали попользоваться. Были споры, кто-то хотел его сделать с обрезом. Ну а чтобы его немножко потолерантить, решили сделать вещмешок. Хотя с обрезом, мне кажется, он был бы брутальнее.Адрей Клыков, скульптор
Работа еще, наверное, около года стояла в ожидании чего-то. Ну, поскольку ничего нет, а глина - материал не вечный, пришлось разобрать. Так окончилась попытка установить памятник Бодрову. Адрей Клыков, скульптор

Полным провалом закончилась идея снять продолжение дилогии. Сделать третью часть "Брата" предложил бывший участник группировки «Ленинград» Стас Барецкий. В главной роли он видел Вячеслава Дацика — бывшего бойца смешанного стиля и тайского бокса. В прошлом он состоял в организованной преступной группировке и несколько лет провел в тюрьме. Шоумен подчеркнул, что сюжет будет основан на реальных событиях, а участвовать в съемках будут бывшие заключенные. Однако намерения Барецкого знакомые и близкие Балабанова и Бодрова не одобрили, поэтому к съемкам фильма никто так и не приступил.

 

Добро пожаловать в США! Thank you very much. Вот уроды!

Мало кто знает, что вторую часть фильма "Брат" Балабанов снял в США нелегально. Режиссер настаивал: в кино всё должно быть по-настоящему.

За эту реплику на таможне актёр Виктор Сухоруков лишился американской визы. Сцену снимали на паспортном контроле в аэропорту. Балабанов хотел показать зрителям документальные кадры настоящей Америки. Чтобы организовать съёмки за границей, режиссер нанял команду местных ассистентов.

Вообще, американская часть киношников относилась к русским всегда с опаской. Потому что русские всегда нарушали правила, и в первую очередь, когда речь шла, например, о деньгах, которые снимаются в фильмах. Алексей Шихирин, политолог, американист

По законам США бутафорские деньги нужно помечать специальным знаком. Съёмочная группа Балабанова нарушила это требование – привезла из России целую сумку фальшивых немеченых долларов.

Русские киношники не раз шокировали американцев. Для одного из эпизодов Балабанову потребовалось самодельное оружие. Голливудские пиротехники отказались нарушать правила безопасности и экспериментировать. В итоге «самопал» за час смастерил оператор Сергей Астахов.  

Вы гангстеры? Нет. Мы русские

Снимать в кино стражей порядка в Америке тоже запрещено. В кадре нельзя показывать даже машины и форму полицейских. Но Балабанов подружился с настоящими копами и уговорил их сыграть в нескольких эпизодах.

Те же полицейские отвезли съёмочную группу в так называемое "чёрное гетто". Это негритянский район Чикаго, куда боятся заходить остальные жители города. К удивлению съёмочной группы, там их ждал теплый прием. Среди жителей квартала нашелся поклонник Сергея Бодрова. Он посмотрел первую часть "Брата" на видеокассете.

Нескольких обитателей гетто Балабанов отобрал на роль бандитов. Перед съёмкой уличной драки режиссер попросил их бить посильнее - для достоверности. Новоиспечённые актеры так старались, что сломали Бодрову два ребра.

Местное население встретило с большим интересом съемочную группу, старались все показать, рассказать, даже учили русских ругательствам, характерному для этого района сленгу. Алексей Шихирин, политолог, американист

Кроме этого случая, российским киношникам в Америке явно везло. Мало кто знает, что от знаменитой сцены с грузовиком Балабанов едва не отказался. Аренда фуры стоила баснословных денег, а чтобы сесть за руль, требовалась специальная лицензия. Но съёмочная группа “Брата” нашла выход и из этой ситуации.

Увидели, как такой грузовик двигается по дороге, просто его остановили и поинтересовались, возможно ли записать часть фильма, связанную с грузовиком у водителя, который непосредственно эту машину вел. Водитель сказал, что у него есть свободных четыре часа времени, и с радостью согласился. Включил на грузовике автопилот, сказал, что у него десятилетний сын таким образом учится водить, и с большим энтузиазмом встретил эту историю, и за руль уже посадили всем известного актера.Алексей Шихирин, политолог, американист

Дальнобойщика Бэна сыграл американский актер Рэй Толер. За свою карьеру он исполнил десятки ролей в Голливуде, но прославился благодаря второму “Брату”. В эксклюзивном интервью РЕН ТВ он рассказал, как проходили съёмки фильма.

Самой сложной оказалась сцена в грузовике. Съемочная группа набилась в кабину как кильки в консервную банку. Режиссер, оператор, звукорежиссер - все сидели друг у друга на головах. Наблюдать за этим без смеха было невозможно. Нам приходилось несколько раз переснимать эту сцену.Рэй Толер, актер
Так сейчас выглядит Рэй Толер

По словам Рэя, на съемках “Брата” они с Бодровым по-настоящему подружились. В перерывах между дублями актеры вместе обедали, гуляли, подшучивали друг над другом. Балабанов не выключал камеру. Эти кадры вошли в финальную версию фильма.

Сцены с дальнобойщиком Бэном Балабанов снял на настоящих заправочных станциях трассы Нью-Йорк – Чикаго. В Америке их называют трак-стопами.

Когда подъезжаете к американской заправке, здесь всегда один пистолет. И дальше цифры, обозначающие топливо. "Девяносто первый" здесь соответствует нашему "девяносто пятому". То есть немножечко всё сдвинуто. Объем измеряется в галлонах, поэтому, сколько стоит литр, высчитать сразу не удаётся. Сейчас - около пятидесяти рублей девяносто пятый бензин стоит. После выбора топлива можно оплатить сразу у колонки, не входя внутрь. Сегодня такие же заправки есть во многих городах мира. Но в начале двухтысячных бензоколонки с удобствами и собственным супермаркетом были отличительной чертой американских дорог.

Критики называют фильм Балабанова почти документальным. И дело не только в съёмках "на натуре". Эпизодические роли во второй части "Брата" исполнили настоящие американцы и эмигранты. Украинских бандитов сыграли авторитеты района Брайтон-Бич. Их нашли по объявлению в местной газете.

По данным последней переписи, на Брайтон-Бич – местные называют этот район Маленькой Одессой - живёт более семидесяти тысяч русскоязычных американцев. С конца семидесятых сюда эмигрировали евреи из Советского Союза. Жильё в этой части Нью-Йорка было самым дешёвым.

Первоначально этот район был создан как курорт в конце 19 века, этот курорт строили для богатых европейцев, которые приезжали и отдыхали в этом месте. После начала депрессии, после Первой мировой войны, когда границы закрыли, этот район опустел и стал очень бедный.

В наши дни Брайтон Бич по-прежнему считается самым бедным районом Нью-Йорка. В среднем русскоязычные эмигранты зарабатывают в два раза меньше остальных американцев. Четверть обитателей постсоветского гетто живут за чертой бедности.

«Тебя как зовут? – Мэрилин! – А по-русски? – Даша»

Эту сцену Балабанов снимал в Чикаго в так называемой Украинской деревне. В отличие от нью-йоркского Брайтона, это место официально считается городской достопримечательностью. На самом деле, большинство местных даже не говорят по-русски. Жители этих кварталов – выходцы с Западной Украины. В основном это врачи, юристы и специалисты высокого класса. Все они приехали в США за американской мечтой.

Раньше здесь было очень опасно. Украинская деревня окружена бедными и криминальными кварталами афроамериканцев и мигрантов из Мексики. С северо-запада район граничит с территорией «Латинских королей». Так называют банду одного из самых жестоких гангстеров Чикаго. Сюда не рискуют соваться даже полицейские.

За последние годы Украинская деревня сильно изменилась. Здесь построили новые дома, а ветхие исторические здания ремонтируют и восстанавливают. Но район до сих пор в списке неблагополучных.

Играю буфетчика, вот, стою за стоечкой. Прихожу на работу, а тут, оказывается, идет съемочная… день у нас и как бы попадаю в кадр. Играю как бы самого себя. Разговариваю с молодым человеком, который в массовке как бы. Ну и как бы веду как бы непосредственную свою как бы работу и как бы, вот, получается, что как бы попал в историю. Фраза у меня была «Мужчина, у нас в зале не курят».Александр Трошин, банщикОдин клиент даже рассказывал, что типа ну вот какие-то фразы он где-то видел в фильме, что Леша вот перенес на экран его вот эти вот слова. Трошин Александр, банщикУ Алексея был дежурный вопрос: «Ты бандит?». Он всем задавал этот вопрос: «Ты бандит?» Ну, все по-разному реагировали, все по-разному отвечали. <...> Он человек из 90-х, и вот тогда были все бандиты как бы. Видимо, он как-то с этим был связан, видимо, это отложилось на его судьбе или характере, что он во всех хотел видеть или бандита, или не бандита.Игорь Гусев, постоянный посетитель бани

После этой сцены у владельцев Сандунов начались проблемы с клиентами. Дело в том, что во втором «Брате» Данила с друзьями парятся в мужском зале в компании девушек. Потом многие постоянные клиенты, да и гости задавали вопрос: «А как можно сюда с девушками прийти?»

В девяностых бани стали местом встреч так называемых «новых русских». В парилках отдыхали серьёзные люди, решали деловые вопросы. «Сауна с девочками» считалась неотъемлемой частью образа успешного бизнесмена конца тысячелетия. Удивительно, но поклонник парилки Алексей Балабанов в своих фильмах показывал именно такие бани.