Уходит из-под ног: река Лена может стереть с лица земли целые поселки
В Якутии под угрозой оказались целые посёлки, так как река Лена может просто стереть дома с лица земли. Размытые берега превращаются в обрывы, и эти воронки затягивают всё, что когда-то было там построено, не оставляя даже обломков.
И пока чиновники обсуждают, как и когда будут строить защитные укрепления, вода подбирается всё ближе.
"1625 отсыпали, если бы не отсыпали, мы бы потеряли еще метров 5 земли. Нынче паводок был сильный, чуть больше метра оставалось до краев", - говорит местный житель.
Вот где выражение "земля уходит из-под ног" понимают буквально. Большая якутская река с именем Лена тут, на своей протоке, проявляет неженский характер. Каждую весну буквально пожирает берег.
Огромные ледяные глыбы вспарывают и разрыхляют землю, а вода ее тут же уносит. Поселок Хатассы тает на глазах. Кадры сняты в мае этого года.
"Вот так вот, у меня там нет земли. Забор там висел, его теперь нету. Он уплыл ночью. До Якутска каких-то пятнадцать километров, и жить тут еще в 90-х было очень удобно. А теперь сплошное мучение", - говорят местные жители.
"У нас по документам 15 соток, а сейчас около 9 соток осталось. А если бы не отсыпали, было бы меньше. Мы когда купили участок, не знали. И первый паводок напугал. Ушло 5 метров картофельного поля", - говорит житель села Хатассы Евгений Андреев.
Евгений показывает нам насыпи скальной породы, которые власти Якутска периодически здесь делают. Эту работу называют "превентивными мерами", но в разговорах с местными то и дело слышится слово "примитивные" - и созвучно, и по сути подходит.
"У нас где-то 3-5 метров упало. Вот видно тут трава свежая, это все упало. Каждый год подмывает. С 97-го года живем тут - порядка 25-27 метров упало от этого места, где я стою", - сказал местный житель.
Очевидно, что проблема не новая. А в спиче представителя муниципальной администрации она звучит так, будто речь не о прогнозируемой эрозии берега, а о каком-нибудь пожаре или другом вот прямо стихийном бедствии.
"Эти примитивные мероприятия мы отклонили, получили дополнительное время для проектных работ. На сегодняшний день разрабатывается проект планировки территории. Это для того, чтобы разработать проектно-сметную документацию. Она будет со следующего года", - заявил и.о. начальника департамента градостроения окружной администрации Якутска Петр Никитин.
Лена меняет русло, где-то подмывает берега, где-то, наоборот, намывает отмели. Это естественный процесс, и в местах где почвы льдистые, где много вечной мерзлоты, эрозия действительно происходит очень быстро - до 70-ти метров в год. Но в районе Хатассов и ряда других поселков темпы гораздо ниже. И проблема в упущенном времени.
"Финансирование любое может быть получено, когда опасность становится актуальной. Поселок Хакасы, который находится под угрозой, он находился под такой же угрозой и 10-15-20 лет назад. Но разговор об этой опасности и о том, что с ней надо бороться, зашел только тогда, когда наследный пункт уже стал падать в реку", - сказала ведущий научный сотрудник ИМЗ СО РАН, кандидат географических наук Никита Тананаев.
Ученых власти, увы, не слушают. Проще ведь оставить проблему в наследство чиновникам, которые придут через несколько лет. А потом, когда тянуть больше некуда, на сооружение специальных шпор и дамб, отводящих поток от берега, приходится тратить больше. И не везде ведь под угрозой только картофельные грядки.
"Походск! Там сильный подмыв берега, но там еще льдистость пород высокая. И там угроза того, что во время эпидемий там захоранивали людей в Булусе. И вот этот Булус скоро... Ну, тоже подмывает его сильно. Но там тоже ведутся берегоукрепительные работы", - говорит кандидат географических наук, проректор по науке и инновациям Северо-Восточного Федерального университета Юрий Данилов.
Те самые проектные изыскания, о которых говорят чиновники, устаревают раньше, чем проходят по инстанциям, потому что береговая линия сильно меняется каждый год. И вообще непонятно, кто несет ответственность за съеденную Леной землю якутских поселков и за уходящие в реку дома.