Version: 0.1.0

Искусство жизни Антоновой: как запомнят главу Пушкинского музея

Мир искусства сегодня переживает огромную потерю. Не стало Ирины Антоновой, чья жизнь неразрывно связана с Пушкинским музеем. Представить их друг без друга невозможно даже сейчас. Чтобы увидеть мировые шедевры, которые привозила Ирина Александровна, выстраивались километровые очереди. Благодаря Антоновой интерес к искусству стал по-настоящему массовым.

"Искусство – это возможность обмена и отношений, и мы много сделали через Международный совет музеев. Как Лувр может вам дать замечательные картины? Они доверяют нашим хранителям, у нас правильные режимы, мы рассказываем, просвещаем. Это доверие. Это очень важная вещь", - говорила Ирина Антонова.

1974 год - "Джоконда" летит из Вашингтона на выставку в Токио. Чтобы остановить самолет в Москве на обратном пути, Ирина Антонова идет к министру культуры Фурцевой и уговаривает. "Мону Лизу" везут в Советский Союз в специальном пуленепробиваемом ящике, устанавливают особенную витрину… Страховка составляет миллионы рублей - это был последний раз, когда "Мона Лиза" покидала Лувр. На входе в Пушкинский музей очередь занимают с ночи.

"Я помню все эти постановления - сумбур вместо музыки по отношению к Шостаковичу, закрытие спектаклей, не то, что сейчас. Просто смешно, когда мне говорят: вот вводят цензуру. Какая цензура? Они просто не знают, что такое цензура", - говорила Антонова.

Ирину Антонову за ее выставки партийные чиновники часто прижимали к стене. Например, за первую большую ретроспективу запретного тогда художника Александра Тышлера.

"Его не принимали в Союз художников, замечательный художник, интересный. Мы сделали его выставку в 1966 году, пришел композитор Щедрин и балерина Плисецкая, много разного народа. Я получила невероятный втык за эту выставку", - вспоминала она.

Знаменитое фото Брежнева на фоне "Купания красного коня" Петрова-Водкина. Выставка Москва – Париж. 1981 год. Сенсация.  Впервые русское авангардное искусство – Малевич, Кандинский, Шагал - показано на одном уровне с французским.

"Уже тогда менялся климат в стране, но и тогда баланс между формализмом и реализмом… он очень настойчиво контролировался. Но необходимость этого была, прятать голову в песок, делать вид, что этого не замечаешь, говорить об этом надо, спорить с этим, соглашаться или нет", - говорила Антонова. 

Впервые после перестройки российско-германская выставка Москва – Берлин. Колоссальная посещаемость проекта. В музее выставлены в том числе произведения эмигрантского "русского Берлина" 1920-х годов. 

"Я училась в университете – это же война, все университеты закрыты. Мы больше доверяли своим профессорам, мы ничего не видели, не видели подлинных вещей. Все же было в эвакуации, музеи же были закрыты. И когда я пришла в музей, холодное нетопленое здание со следами бомбежек. В музей не попадали, но совсем рядом. Они были такие мощные, что обрушили. Такой он был приветливый, я еще подумала: ну, долго я здесь не проработаю", - говорила Антонова. 

Ирина Антонова руководила музеем больше полувека. Поступив в Пушкинский в 1945-м, начала с невероятных задач – восстанавливала шедевры мирового искусства, привезенные из Дрезденской галереи. Красная армия спасла их из разрушенного американской авиацией города.

"Это было такое открытие - как второй университет, рождение второе, представляете? Приезжает "Сикстинская Мадонна", или приезжает Вермеер, Франческа, Боттичелли. Весь этот Рембрандт, Рубенс. Великие шедевры искусства. Мы это видели только на картинках плохих, и вдруг это все перед нами", - вспоминала она.

Это был такой жест, которого история не видела никогда. Страна-победитель 10 лет лечит и восстанавливает картины, а потом отдает их Германии - все до единой. Спасенные полотна напоследок показывают советской публике. 1955 год – посетители ночуют у порога галереи… Там же, в очереди, знакомятся, влюбляются, а кто-то навсегда – Ирина Антонова в это верила - определяет свою жизнь при встрече с великим искусством. 

"Я люблю то дело, которым я занимаюсь. Я думаю, вообще сохранение любви к жизни в целом, к тому делу, которым занимаешься, и такое неиссякание этих моментов, - это очень важно для любого человека. Вот мне кажется, это главное качество продления жизни – сохранение интереса к ней", - говорила Антонова.

Искусство жизни Антоновой: как запомнят главу Пушкинского музея