Version: 0.1.0

Почему современная техника ломается чаще, чем старые модели

Чем высокотехнологичней гаджеты, тем меньше срок их службы, а стоимость ремонта все больше. РЕН ТВ узнал, в чем кроется причина данной проблемы.

Просто, удобно, быстро – три главных критерия современных технологий. Но вот парадокс – чем более совершенными становятся вещи, тем меньше они нам служат. Почему так быстро выходят из строя новейшие телевизоры, блендеры, микроволновки, стиральные машины, холодильники, ноутбуки? Почему ремонт оказывается дороже, чем новая покупка? Возможно, производители вещей просто водят нас за нос, и это заговор всемирного масштаба?

За примерами, когда современные гаджеты ломаются от малейшего повреждения далеко ходить не надо. Достаточно распространенная проблема, когда мы роняем смартфон. При падении тут же разбивается дисплей и выходит из строя микросхема. Все дело в том, что чем больше у телефона функций, тем больше шансов на то, что какая-то деталь подведет.

Похожая ситуация и с машинами. Обычная история обычного жителя мегаполиса Карена. Все началось с телефона. Денег на новый мобильный не было – зато было сильное желание выглядеть модным и успешным.

"Хочется быть в тренде. Хороший телефон, хорошая одежда, машина по возможности хорошая. Первая покупка оплачивается, первый телефончик недорогой, а потом хочется подороже", – признается он.

Кредит в одном банке, кредит в другом. В скором времени Карен понял: почти весь его заработок уходит на то, чтобы выплачивать проценты кредиторам. Он занимается частным извозом – и деньги на машину тоже пришлось занимать у банка.

"Покупаешь машину, вроде новая, пока ее выплатишь с нашими процентами, чуть ли не в два раза получается переплата. Следующую машину приходится опять брать в кредит", – сетует мужчина.

В последнее время Карен стал замечать: срок жизни новой машины стал гораздо меньше.

"Какие-то автомобили ломаются больше, какие-то автомобили ломаются меньше, но все автомобили ломаются", – отмечает мастер слесарного цеха Павел Жидков.

Он работает в автосервисе давно. Знает каждую машину как свои пять пальцев. На его веку сменилось не одно поколение автомобилей – иномарок и отечественных.

"Раньше запас прочности был, сейчас есть срок определенный службы каждой детали. Производитель старается максимально к этому сроку приблизиться, чтобы он не был больше. Ломается деталь, и они ее меняют на новую", – признает Павел.

Менять детали приходится не только по причине износа. Жизнь полна неожиданностей: ДТП, неудачная парковка, камень, попавший в лобовое стекло. Владелец машины должен быть готов к любым происшествиям – и готовить деньги на запчасти. Кажется, поменял деталь в машине, потратив кругленькую сумму, и будь спокоен. Как бы не так. Качество деталей с каждым годом только ухудшается.

Сравнения старого с новым не выдерживают не только автомобили. Холодильник "ЗИЛ Москва". В советские времена – мечта любой хозяйки. Ёмкость – 240 литров. Надёжен в работе, пользовался повышенным спросом и в Советском Союзе, и за рубежом. Правда, и цена была немалая – сто двадцать рублей. Зарплата молодого инженера за месяц. Чтобы сделать такую покупку, людям приходилось копить, часто отказывая себе в самом необходимом. Многие владельцы "ЗИЛа" до сих пор не спешат с ним расставаться. Недавно интерес к самому популярному советскому холодильнику первого поколения вспыхнул с новой силой. В газетах стали появляться объявления: "Куплю "Зил Москва" дорого".

Слух разлетелся мгновенно: говорили, будто бы в корпусе "ЗИЛа" содержится платина и плутоний. Нашлись люди, которые утверждали: хладагент в холодильнике создан на основе "красной ртути" – загадочного вещества, которое якобы синтезировали в секретных советских лабораториях. Один грамм этого соединения на чёрном рынке может стоить до миллиона долларов. Специалисты сразу же заявили: всё это – полный бред. Самое ценное в старом холодильнике – нержавеющая сталь, из которой он сделан.

Любой современный холодильник затмит "ЗИЛ" своим дизайном и набором дополнительных функций. Но так кажется только на первый взгляд.

"ЗИЛ" – первый советский холодильник, которому был присвоен государственный знак качества. Техника, отмеченная этим знаком, служила хозяевам много лет. Разительный контраст со сроком годности тех товаров, которые выпускают сейчас.

Покупая вещь, мы рассчитываем, что она будет служить нам долго. И нередко ошибаемся. Гарантийный срок – уловка маркетологов. Есть известная теория конспирологическая теория о том, что производителям не выгоден долгий срок службы техники, потому что нужно обновлять модельные ряды.

"Человека обманывают. Называется это маркетинг, но вроде он как согласен обмануться в итоге", – рассказывает эксперт по защите прав потребителей Алексей Егармин.

Даже догадываясь о хитростях и ловушках маркетинга, мы всё равно идем в магазины, чтобы тратить снова и снова. Мы решили провести эксперимент и направили в крупный магазин, где торгуют бытовой техникой и аппаратурой, двух человек. По легенде, они изображали семейную пару, которая хочет купить телевизор последней модели и потратить не более сорока тысяч рублей. По приходу в магазин продавец подвел наших покупателей к огромному плазменному экрану и начал объяснять, почему качество изображения здесь выше, чем у предыдущих моделей. Звучали всё новые термины, смысл которых понятен только специалистам. Наши покупатели, как зачарованные, кивали головами. Прекрасный телевизор, надо брать. Продавец уверяет: у него дома стоит такой же – аргумент, рассчитанный на то, чтобы вызвать доверие. Но когда называет цену, выясняется, что у нашей пары сейчас просто нет таких денег.

Продавец явно настроен удержать наших покупателей и предлагает им другие модели телевизоров. Возможно, если бы на месте участников эксперимента были обычные люди, они не ушли бы без покупки. Ведь именно на это рассчитана специальная методика продаж, которой обучают персонал торговых сетей. Техника манипуляций покупателями отработана и, как правило, сбоев не даёт. Сегодня лучшим становится не тот, кто произвел качественный товар, а тот, кто удачнее провел марктинговую кампанию.

"Общество потребления является в глазах маркетологов даже не мыслящим стадом, а лучше что бы это было просто стадо, а помыслят за него они", – констатирует Егармин.

Мы работаем настойчиво и напряжённо, чтобы позволить купить себе всё больше и больше. Но почему чем больше мы зарабатываем, тем больше тратим? Парадокс. Или замкнутый круг, из которого мы не можем вырваться?

1929 год. Начало мирового экономического кризиса, который современники назовут Великой депрессией. Глобальные потрясения, сломавшие судьбы миллионов людей. Америка на грани. ВВП сократился на 31 процент. Обанкротилось более 130 тысяч фирм. Уровень безработицы вырос в 4 раза. За три года работы лишились более семнадцати миллионов американцев – каждый третий. На бирже паника. Лучшие экономисты не знают, как вывести страну из кризиса.

И вот в 1932 году в свет выходит работа крупного торговца недвижимости Бернарда Лондона с интригующим названием "Конец депрессии через планируемое устаревание". Основная и, по тем временам, поистине революционная мысль – ограничить срок годности товаров массового потребления. Лондон предложил установить для каждого товара срок годности, по истечению которого пользоваться им будет запрещено. Многим экономистам идея показалась безумной, но крупнейшие американские промышленники и банкиры Морганы и Рокфеллеры решили её использовать в своих целях.

"Некоторые самые крупные банкиры, такие как Морган, Рокфеллер заранее вывели свои капиталы с биржи и тем самым избегли этого всеобщего краха", – рассказывает историк Дмитрий Верхобуров.

Стратегия запланированного устаревания, придуманная в чёрные дни Великой депрессии, с успехом работает и сегодня.

"Маркетинг готовит человека к тому, что через полгода выйдет действительно какая-то новая модель, и ему нужно будет покупать, чтобы угнаться за этим улучшением", – отмечает Егармин.

Новейшую операционную систему одной всемирно известной фирмы рекламировали как наиболее технологичную и надёжную. Но случился грандиозный скандал, подорвавший всю рекламную кампанию. Систему подозревают в том, что она шпионит за пользователями. Эксперты утверждают, что её настройки предполагают сбор информации, которая может раскрыть многие интересные подробности – когда и кому вы звонили, какие смс отправляли и даже на какое время установлен ваш будильник. Разве это не покушение на личную жизнь?

Компания предлагает пользователям бесплатное обновление – это широко разрекламированная акция. При этом разработчики умалчивают о том, что новая версия операционной системы может удалять программы, которые посчитает лишними, не спрашивая мнения владельца компьютера. Система запоминает, какие web-страницы посещал пользователь, и пароли к сайтам. Получается, пользователь сам собирает на себя досье, которым будет распоряжаться кто-то посторонний. Миллионы людей, не задумываясь, приняли предложение разработчиков, только потому, что их опять поманили обновлением продукта, который можно получить бесплатно. Как сыр в мышеловке.

Общество потребления характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок. За последние 40 лет личные расходы на товары и услуги во всем мире возросли более чем в четыре раза — с 4,8 млрд долларов в 1960 году до 20 млрд в 2000 год.

Как утверждает Фромм, не находя радости в работе, человек пытается восполнить свой дискомфорт самым простым путём – начинает приобретать всё больше товаров и в этом находит удовольствие и утешение. Самооценка человека зависит от того, сможет ли он удачно продать себя, чтобы купить любимый товар и ощутить свободу. Свободу потребителя.

"Покупая что-либо они получают такое удовольствие, для некоторых сравнимо с сексуальным удовольствием, что естественно, находясь в такой эйфории, в принципе, больше никто и не нужен", – подчеркивает психолог Анастасия Булгакова.

Человек становится шопоголиком – буквально помешанным на покупках. Главная потребность в жизни для него – потребление. Поначалу карты позволяли получать практически неограниченные кредиты от банков. На владельца кредитки смотрели восхищённо – богатый человек, может позволить себе любые покупки. Сегодня-то мы знаем, сколько переплачивает клиент банка за право покупать в кредит. Но жажда приобретения сильнее доводов рассудка.

Непогашенные кредиты есть сейчас у 39,4 млн человек – это более половины экономически активного населения страны. Всего россияне должны банкам 10,6 трлн руб., причем многие сразу нескольким. Число людей, которые уже не могут выплатить кредиты, неуклонно растёт, сейчас их более 5 миллионов человек, и они должны банкам полтора триллиона рублей.

Покупай всё больше и больше. Чтобы быть не хуже других. У вас последняя новинка – значит, вы достойны уважения. Вам будут завидовать. Об этом кричат рекламные слоганы. Везде. В торговых центрах, на улицах, с экранов телевизоров. Бурно развивается так называемая "новая экономика", то есть отрасли, связанные с рекламой, оптовой и розничной торговлей. Именно сюда направляют поток инвестиций. Принцип простой: лучше изъять один доллар из производственного процесса и направить в сферу продвижения. И всё ради того, чтобы покупатель оставил свои деньги у продавца.

А что потом? Серые будни. Дом-работа-дом. Иногда в этот распорядок вклинивается магазин. Или банк, чтобы заплатить за кредит.

Раньше в изготовлении важных деталей техники использовали металл, а не пластик. Телефоны были тяжелее, зато долговечнее. Ещё одна хитрость современных производителей: ненадёжную деталь прячут в такие недра, что при поломке аппарат придется разобрать чуть ли не полностью. Проще купить новый. Современные гаджеты работают полтора-два года и имеют гарантийный срок в один год. Как раз к этому времени на рынок выходят обновленные модели. Именно такую стратегию проводит компания, выпускающая яблочные смартфоны. Результат – убедительная победа над конкурентами. По оценкам экономистов, компания готова захватить весь мобильный рынок, её капитализация превысила 700 миллиардов долларов. Эти деньги оплачивают растущую мощь финансовой верхушки – в первую очередь, Соединённых Штатов Америки.

Обычный человек, отправляясь за покупками, вряд ли думает о глобальных процессах мировой экономики. Всё гораздо проще. Больше покупаем, больше платим, а значит, нужно больше работать. И всё быстрее, быстрее. Азартная игра "бег за счастьем". Или программа, которую в нас вложили?

Новая школа социальных исследований США. Частное учебное заведение. Основано в 1919 году по инициативе группы учёных, которые искали возможности для свободного обмена идеями – без всякой цензуры. Сам замысел воодушевляет. Но неужели создатели этого нового острова свободы были совершенно бескорыстны? Работу лучших учёных мира оплачивали Карнеги, Форд, Морган и Рокфеллер. Стабильно, без перебоев даже во времена экономического кризиса. И это были огромные деньги.

"Конечно, уже в то время такие крупные финансовые лидеры могли себе позволить мыслить категориями целой нации, а возможно и всего мира для того, что бы совершить определенные изменения и возможно психологии и в конечном итоге капиталист мог получать свою прибыль непрерывно. И вот эта задача Школой была выполнена", – рассказывает историк Константин Андреев.

Культурная революция 60-х годов – один из переломных моментов в жизни человечества – возникла не сама по себе. Её спланировали и дали ей первоначальный толчок в стенах Новой школы. И прологом этой революции стал искусственно созданный "потребительский бум".

В 1954 году американский дизайнер и стилист Брукс Стивенс выдвинул сенсационную идею – "как заставить покупателей снова и снова возвращаться в магазин". Пусть вещь, писал он, остается более или менее технически исправной. Но ее дизайн нужно постоянно менять. Чем чаще, тем лучше. Вчерашняя модель должна казаться "немодной" и не такой хорошей, как вещь в рекламном ролике. С этого момента начинается отсчёт классического маркетинга, построенного на желании покупателя приобрести то, в чём он в принципе не нуждается. А производители во всем мире подчиняются негласному закону: "если товар хороший – скоро его перестают выпускать".

Маркетологи поставили три ловушки на пути у покупателя: кредит, реклама и запланированное устаревание. Теория Стивена Брукса уже давно вошла в учебные программы в школах инженерии и дизайна. Будущих специалистов учат разрабатывать изысканный хлам с коротким сроком годности.

Психологи утверждают: огромная масса людей подвержена магическому влиянию брендов, то есть известных торговых марок с устойчивой репутацией. Мода. Еще одна ловушка, в которую попадает большинство потребителей. На моду сегодня равняются почти все. Многие просто живут по её канонам. Мода изменчива и прихотлива. Почему коллекции модных домов обновляются четыре раза в год? Может быть, для того, чтобы мы чаще заглядывали в бутики и покупали обновки?

Даже те, кто к моде равнодушен, чувствуют на себе ее влияние. Если ты вышел на улицу в старых туфлях, обязательно найдётся человек, который на тебя косо посмотрит. Проще купить новые туфли, как у всех, чем испытывать психологический дискомфорт.

Потраченные деньги – и тот же душевный дискомфорт, который был до похода по модным бутикам. Как поднять настроение? Нужен новый шопинг. Психологи говорят, что безудержная потребность потребления приводит к серьёзным психологическим расстройствам и даже к болезням.

"Непрерывная погоня за всё новыми и новыми товарами повлияет не только на психику человека, он ещё и физически изменится. Самое первое, что у него изменится, это взгляд, у него будет бегающий взгляд тревожного, абсолютно больного человека. Как следствие, эти люди перестают даже следить за собой, у них нарушается обмен веществ и происходит серьёзный сбой в организме", – отмечает Булгакова.

К каким последствиям приводит придуманное в Америке запланированное устаревание? Чтобы производить всё новые и новые товары, требуется больше ресурсов, а они вовсе не безграничны. Да и старые товары уже просто некуда девать. Чем быстрее развиваются технологии, тем больше становится товаров, которые быстро выходят из строя, а переработать их дёшево и безопасно просто невозможно. Значит, свалки постоянно будут расти. Можно ли остановить расползание мусора по всей планете?

Невзирая на все предупреждения, человечество продолжает гонку за призраком счастья, которое якобы приносит обладание новыми вещами. Нам расхваливают товары "с пожизненной гарантией" – но это время жизни товара, а не владельца.

Даже полная утилизация отходов не решит проблему. Единственное, что может нас спасти – ограничить потребление. Что мы оставим будущим поколениям в наследство, если вещи стремительно устаревают? Планету? Но где гарантия, что срок её службы не будет ограничен сроком нашей жизни?