25 мая во всем мире вспоминают пропавших детей
Сегодня для всей планеты очень важный день - это Международный день пропавших детей. Скорее памятная дата. И тут нельзя не сказать о волонтерах: благодаря им и объединяющему небезразличию зачастую поиски и заканчиваются благополучно. Ведь вера и надежда всегда остаются до последнего.
Вот уже 9 лет Любовь Белых из Липецка ищет своего сына Данила. Ему было 10 лет, когда он не вернулся домой из школы. Она запретила себе плакать, потому что оплакивают мертвых, а Данил - жив, уверена мать.
"Это его любимая игрушка. Он как раз в 2012 году пропал, был год Дракона, и отцу на Новый год дали подарок вот с этой игрушкой, и он постоянно спать ложился, брал", - вспоминает женщина.
Ежегодно в России пропадает больше 30 тысяч детей. Прямо сейчас в Дагестане ищут 4-летнего Мухаммада Забитова. А на прошлой неделе в Нижнем Новгороде пропал и, к счастью, был найден живым 6-летний Артем Василенков. Его увел с детской площадки сумасшедший уголовник - решил сделать "своим сыном". Вот кульминация поисков - то, ради чего волонтеры ночи напролет ходят по лесам. Два слова: "Найден. Жив".
Волонтер по определению не может быть отстраненным как профессиональный поисковик. Ведь добровольцами движет не долг, а сострадание. Поэтому они всё принимают очень близко к сердцу.
"Мы знаем, с кем ребенок дружил и с кем он общался. Это очень большая история, к которой мы приросли и ребенок становится родным. И когда по прошествии недель, месяцев узнаем, что вот он погиб - это личная боль каждого волонтера и тяжелейшее испытание для каждого координатора. И, конечно же, радость неописуемая, когда мы узнаем, что ребенок жив", - рассказывает президент фонда "Поиск пропавших детей" Дмитрий Второв.
Поисками детей занимаются люди самых разных профессий. И все они как-то находят время. Гульнара Эльдарова - мать четверых детей. И при этом координатор поискового отряда. Все началось с того, что однажды в новостях она увидела, как ребенка убило равнодушие взрослых.
"Ребенка искали-искали, но, к сожалению, нашли уже погибшим, потому что прошла ночь и ночью ребенок замерз. И мне запомнился тот факт, что он спутал палатки, зашел в палатку к другим отдыхающим и они ему просто сказали: "Ты ошибся, иди поищи своих". И он пошел искать своих и в результате заблудился", - говорит Эльдарова.
Успешный кинолог Светлана Монакова однажды тоже решила для себя, что важнее, чем поиски пропавших детей, дел быть не может. Она учит собак находить людей в лесу.
"Ну, за эти годы, я 10 лет этим занимаюсь, мы подходим, наверное, к десяти обнаружениям", - отмечает она.
Мы участвуем в полевой тренировке. Я должен уйти в лес, а бельгийская овчарка Афина - найти меня. И для этого ей не нужно давать вещь пропавшего человека.
"Поисковая собака реагирует на наличие или отсутствие молекул в воздухе - запаха живого человека. Это преимущественно легочное дыхание наше", - объясняет Светлана
Ухожу в лес на два километра. У человека это занимает минут 20. Афина находит за две.
Современные технологии помогают найти человека еще быстрее, однако вот законы не позволяют их использовать. У многих потерявшихся при себе есть заряженный телефон. Но волонтеры не могут оперативно получить данные геолокации, это конфиденциальная информация. Таков закон, и над его изменением координаторы самого известного в России отряда поисковиков - "Лиза Алерт" бьются последние десять лет.
На этой стене фамилии всех детей, которых поисковики "Лизы Алерт" так и не нашли. Сотни имен в виде граффити нанес на стену дома на Большой Якиманке в Москве художник Покрас Лампас. Но если бы не волонтеры, на этой стене просто не хватило бы места.