Скандал разгорелся после покупки арфы за 4,6 млн для училища при МГК
Целый ансамбль музыкантов и экспертов сейчас пытается вслушаться в звуки одной-единственной арфы. Этот уникальный инструмент обошелся в баснословную сумму и был изготовлен для музыкального училища при Московской консерватории. Там, конечно, за такие деньги ждали идеального образца и сверхизящного звука. Но извлечь его не могут даже виртуозы. Почему - смотрите в сюжете РЕН ТВ.
Такие кадры теперь можно называть "анпакингом". Сначала коробка, потом чехол, потом еще один чехол - и вот появляется арфа. За 4,6 млн рублей. И целая комиссия из заслуженных арфисток пытается сдержать выражения. Тут и внешний вид, и процесс настройки, и, самое главное, звучание. На некоторых струнах - как будто телефон вибрирует в железной коробке.
"Это нельзя изменить никак. Мы же не будем всем объяснять, что, мол, извините, это у нас такой звук, так трещит - это не потому, что у нас ученик так сыграл", - заявила преподаватель класса арфы училища при консерватории Нина Куприянова.
Изначально в музучилище при Московской консерватории хотели совсем другую арфу. Американскую. Хоть и не патриотично, но ее считают лучшей на рынке. Однако закон таков, что нужно создать заявку на сайте госзакупок. И заказчик не может указать конкретного производителя, как бы хорош тот ни был. В документе указали всё, что смогли - даже количество струн и породы дерева, из которых должна состоять арфа. И получили отечественный аналог, идеально подходящий под описание.
Параметры субъективные в госзакупке указать невозможно. Поэтому обычно предъявляют те требования, которые можно измерить. Например, высота инструмента, поскольку предполагается, что чем длиннее струна, тем качественнее звук. Но вот здесь производитель сумел войти в необходимые рамки, правда, за счет в общем-то нефункциональных деревянных украшений.
С помощью рулетки выясняем, что струны купленной арфы почти на 5 сантиметров короче, чем аналога, на котором местные арфисты играли последние 15 лет. Зато деревянная тюбетейка выглядит красиво.
"Вот этот инструмент мог бы, допустим, украсить интерьер какого-нибудь загородного дворца. Но не для того он, чтобы на нем играли в академическом музыкальном училище при Московской консерватории. Если бы они предложили нам инструмент, по качеству соответствующий "Лайн Хили" - да ради бога!" - говорит директор училища Владимир Демидов.
Для полной уверенности мы даже пригласили популярного арфиста со стороны. Не сказали, что это за инструмент и сколько он стоит. Но Александр понял все за пять минут.
"Это арфа студенческая, как бы она ни пыталась выглядеть концертной. Это выражается в звучании. Она сухая, нет какой-то отдачи", - отметил арфист Александр Болдачев.
Производители арфы за 4 миллиона оскорблены. Говорят, на их инструменты еще никто не жаловался. Нам даже предоставили список счастливых клиентов, правда, в нем только региональные музыкальные школы. Да и арфы они покупали классом пониже. А вот на элитных, вроде той, что поставили в Мерзляковку, играют в основном на концертах, где сама компания выступает спонсором.
"Вчера у нас был концерт класса в нашем зале, на котором присутствовал и играл музыкант, который работал как в Мариинском театре, так и в Михайловском. Но, я прошу прощения, у него ни одна струна не дала призвука", - заявил инженер-технолог компании - производителя арф Андрей Мартыненко.
Но как измерить бархатность ноты и гармоничность аккорда? К таким требованиям закон и слеп, и глух.
"Либо есть какие-то приборы, которые могут это объяснить. Либо собирается экспертный совет, который это оценивает. Иногда действительно такие параметры имеют ключевое значение. В этом случае должны быть объективная составляющая и исключение возможности для мошенничества, для махинации", - подчеркнул директор Института госзакупок Андрей Храмкин.
Вместо арфы более чем за 4,5 миллиона теперь будут звучать голоса юристов, которые будут выяснять, чей эксперт "самый экспертный". Практика показывает, что такие процессы могут тянуться месяцами. И все это время в училище арфу не услышат. Ни ту, что опять стоит в коробке, ни ту, что из мечты, которая так и не осуществилась.