Уникальная российская птицеферма из-за кризиса потеряла все
Государственный завод "Свердловский" — последнее место, где с советских времен разводят родителей и прародителей отечественных кур-несушек, чьи яйца мы покупаем в магазинах.
Здесь наши селекционеры вывели собственных племенных кур породы "Родонит", но сегодня это некогда передовое производство — банкрот.
Директор племенного птицеводческого завода Алексей Грачев рассказал, что всю жизнь занимался племенной птицей. В этих стенах он начинал разнорабочим, дошел до гендиректора. Когда на заводе сменилась власть, Грачев ушел, открыл свое производство и стал развивать его, а родной завод с историей вскоре пришел в упадок. Мужчина мечтает его выкупить и спасти, но не понимает, почему на поддержку последнего государственного предприятия, где занимались селекцией кур, денег у правительства и Минсельхоза нет.
"На предприятии сегодня кредитные долги. Если бы мы не ввели процедуру внешнего наблюдения, предприятие могли разодрать на части", — объяснил он.
Отечественную породу "Родонит" коммерсанты спасли своими силами, не дали развалится предприятию. Если птицу не кормить, то через два дня она перестанет кудахтать.
Гендиректор предприятия Алексей Подоляко рассказал, что уже через полгода все производство завода придет в упадок.
"Мы поддерживаем предприятие тем поколением, что осталось с советских времен, но оно имеет свойство стареть, и через полгода мы все поголовье пустим в яичницу", — заявил он.
Белые курицы — элита российского рынка. Отечественная порода "Родонит" произведена из германских кур. Такие яйца стоят от 200 до 500 рублей за штучку. Эти яйца не едят, они задействованы в воспроизведении "куриного рода".
Чтобы яйцо соответствовало съедобным стандартам, работают целые лаборатории. Птичники говорят: если процесс остановить, куриного запаса в стране хватит лишь на пять лет, хотя чиновники думают иначе.
Но чтобы и дальше покупать в магазинах отечественные куриные яйца, нужна постоянно свежая кровь элитных кур, которые есть только у европейских птиц.
Известная голландская фирма, производящая таких кур, готова к коммерческой сделке, но с условием, что российская сторона тоже должна принять финансовое участие по спасению куриного производства.
Голландцы вкладывались в российских кур не одно десятилетие, однако это дало свои плоды. Их высокие технологии как военная тайна, и производство племенного материала приносит миллионы с каждого снесенного и проданного яйца.
Однако ситуация с отечественными несушками не уникальна, когда в стране кризис. Собственники уникального хозяйства борются за выживание, но, чтобы получить статус племенного предприятия, нужны средства и соответствие стандартам. А где все это взять, если сегодня здесь главный стандарт, чтобы крыша не протекала, — неизвестно.
Получается, мы продолжаем зависеть от импорта, а не поддерживать родное. Может быть, поэтому так ценен многолетний опыт свердловского племенного завода, переживающего не лучшие времена. Если помочь отечественным генетикам сегодня, то завтра они сами смогут выйти на международный рынок и предложить миру российский продукт — племенную птицу, а не привычные нефть и газ. А на родных полках яйца останутся по цене куриных, а не золотых, ведь покупать элитные породы для генетической поддержки своих производителей уже будет не нужно.