Кто ответит за гибель 11 пациентов после отключения кислорода в Осетии
Кто совершил больше ошибок - техники или должностные лица? Расследование гибели 11 пациентов реанимации во Владикавказе пока затрудняется ответить: там и техпроблемы, и халатность. Сама отказавшая кислородная система была установлена без документов, а на создание резервной деньги выделены еще месяц назад, но ничего не сделано. В больницах все висит буквально на волоске, запасов кислорода сейчас осталось всего на сутки. Все детали - в материале РЕН ТВ.
Главный врач клинической больницы Владикавказа задержан, его подозревают в халатности, из-за которой могли погибнуть люди. По версии следствия, Владимир Плиев знал о проблемах с подачей кислорода, но ничего не предпринял.
Несколько глубоких ям и труба в луже - так сейчас выглядит место прорыва. Оно находилось совсем рядом с кислородной станцией - под землей на глубине полутора метров.
Утечку спасатели обнаружили спустя полчаса после аварии. Медики сделали все возможное. Но чтобы запустить резервную линию кислорода, требовалось время. У тяжелых пациентов, которые оказались без поддержки дыхания, оно было ограничено.
"Подача кислорода непосредственно в реанимации отсутствовала четыре минуты. В шлюзах у нас находились баллоны с кислородом, которые в течение двух минут были подняты наверх, и все самые тяжелые были подключены сразу же", - рассказала Ляна Гутиева, заместитель главного врача больницы.
Родственники больных, узнав о трагедии, приезжали, чтобы помочь врачам, которым пришлось "вскрыть красную зону". Все вместе они переводили лежачих пациентов в соседние палаты и заново подключали к аппаратам ИВЛ. Помочь девяти пациентам не смогли - они задохнулись без кислорода. Этим утром власти сообщили о смерти еще двух человек. Их можно было бы спасти, но резервная линия подачи кислорода в больнице не работала. По словам зам главного врача, ее якобы должны были подключить прямо в день трагедии, но не успели.
"Звонили, звонили - ничего не говорили. Когда потом уже подняли телефон - сказали, что она умерла, не сказали почему. Когда уже узнали, что такой случай, - тогда узнали. Из больницы нам никто ничего не сказал", - сказал Кармал Масимов, родственник одной из погибших.
Проблемы с подачей кислорода в больнице уже возникали. В марте Ростехнадзор даже составил протокол за нарушение требований промышленной безопасности и неоднократно уведомлял руководство больницы, что оборудование не соответствует нормам и не состоит на учете. Всего за несколько часов до трагедии обеспечение местных больниц обсуждали на совещании республиканского правительства.
Согласно договору, оборудование в республиканскую больницу скорой помощи поставляла индивидуальный предприниматель Анна Морозова. В апреле 2020-го ее фирма заключила договор с руководством учреждения о поставке клапанных кислородных баллонов.
Нам удалось пообщаться с Анной Морозовой. Она рассказала, что ее семья действительно занимается поставкой кислородного оборудования. Брат трудится в этой же больнице, а она сама работает из дома. Но к линии, на которой произошла авария, Морозова, с ее слов, никакого отношения не имеет. И во всем винит руководство больницы.
"Они делали капитальный ремонт и тогда линию прокладывали. 10 лет назад. Дело не в баллонах. Конечно, нет. Вы что, смеетесь, шутите?" - заявила она.
По данным республиканских властей, емкости с кислородом поступили в больницу 5-6 лет назад и без документов. Почему проблему, о которой знали и медики, и чиновники, и, как выяснилось, предприниматели, так и не удалось устранить, теперь разбирается прокуратура.
Уже сегодня в регионе проверят все больницы и везде обеспечат резервную подачу кислорода. Помощь до сих пор идет из разных регионов страны, в том числе и от военных. Запасов хватит еще на полтора дня, пока не подвезут новые партии. В ближайшее время в республике начнет работать лицензированная компания, которая проведет независимый аудит всех кислородных систем в медучреждениях.