Наши герои: Минобороны рассекретило архивы в годовщину битвы за Москву
Ровно 80 лет назад, 30 сентября 41-го года, советские войска попали в тяжелейшее положение, обороняя Москву. Гитлеровские дивизии и батальоны, стремящиеся к столице, в разы превосходили по численности нашу армию. В годовщину начала битвы за Москву Министерство обороны рассекретило архивные документы, которые рассказывают о подвиге подольских курсантов и дарят нам уникальные подробности исторического сражения. Подробности узнали журналисты РЕН ТВ.
140 км от Москвы. Село Ильинское, вокруг поросшие травой окопы и укрепления. Это здесь вчерашние школьники остановили наступление многотысячной армии Третьего рейха. Пехотинцы и артиллеристы, большинство из которых провели в училище всего месяц. И в октябре 41-го получили приказ - блокировать Варшавское шоссе и продержаться хотя бы пять дней.
Советский дот. Один из немногих, что уцелел. Здесь приняли бой подольские курсанты. В опубликованном видеосюжете запечатлено артиллерийское орудие. На самом деле чаще использовали противотанковые ружья. 100 дотов располагались вдоль линии обороны длиной в 20 км. На самом деле это немного, ведь сюда бросили главные силы группы армий "Центр". Немцы наступали с того берега.
В училище, из которого курсанты отправлялись на передовую, сейчас архив Минобороны. К 80-летию сражений на Ильинских рубежах он рассекречивает документы о подвиге подольских курсантов. Вот они - немецкое командование рвет и мечет: моторизированный корпус и сотни танков против пяти тысяч новобранцев, на советские доты бросают авиацию, а бои все идут. Почему? И тут важно знать: да, сражались вчерашние школьники, но у их командиров уже был фронтовой опыт.
"Капитан Базиленко – на тот момент уже герой испанской войны. Часть командиров уже участвовали в боевых действиях. И курсанты этим страшно гордились", - рассказала директор военно-исторического музея "Ильинские рубежи" Елена Воронкина.
А вот наши сообщения в ставку: боеприпасов не хватает, провизия закончилась, солдаты сражаются из последних сил. После двух недель боев из 3 тысяч курсантов в живых остались лишь 500.
"Командный состав почти полностью потерян. Люди переутомлены. Падают на ходу от переутомления. Люди не обеспечены теплым обмундированием, нет перчаток, нет шапок, у многих из них рваная обувь, по двое суток они не питаются", - рассказала главный документовед центрального архива Минобороны РФ Виктория Каяева.
К середине октября у немцев колоссальные потери, учитывая, что это начало войны: 100 единиц бронетехники и почти пять тысяч солдат. Видя, что эту оборону не разрушить прямыми ударами, гитлеровцы идут в обход. На свою танковую колонну они водрузили советские флаги и зашли нам в тыл. Но курсанты заметили на танках свастику и открыли огонь.
Михаил Шевлягин воевал на Брянском фронте. В 42-м участвовал в боях под Москвой, освобождал Белев и Мценск. Он уверен: без подвига подольских курсантов наше контрнаступление началось бы намного позже.
"Ведь открыт был путь на Москву. Пленили наши войска. Вообще училище никогда в бой не бросали. Это кадры, которые нужны на будущее. А здесь бросили, потому что некому было защищать Москву", - поделился ветеран Михаил Шевлягин.
В музее на Ильинских рубежах сохранились школьные тетради и письма командиров. Вот капитан Русиков пишет дочери, спрашивает, как у нее дела, как там его пес. На следующий день он погибнет. Разделив судьбу своих курсантов.
Они погибли, но сделали главное: сдержали наступление вермахта, дали Москве подготовиться к обороне, собрать силы в кулак. И уже 5 декабря 41-го этот кулак больно ударил по войскам Третьего рейха, заставил их повернуть вспять.