Version: 0.1.0

Генетический прорыв: как ученые в России спасают жизни, заглянув в ДНК

Как работают препараты против редких болезней и что представляет из себя геномный "Ноев ковчег".

Институт молекулярной биологии. В своей лаборатории один из создателей уникального препарата объясняет, как работает его "таблетка от ковида": бьет по болезни мощным зарядом моноклональных антител.

"Сейчас коронавирус изменился. Вот, в частности. их антитела, которые есть, они не очень хорошо работают против той же самой "дельты". Те антитела, которые есть в этом коктейле, они против "дельты" работают", - говорит Владимир Валуев-Эллистон, научный сотрудник Института молекулярной биологии им. В.А. Энгельгардта.

В основе лежат генетические технологии. Сначала с их помощью создали особую тест-систему. Прикасаться к ней можно только в перчатках. Внутри планшета - серная кислота.

Тест-система показывает, сколько антител в крови переболевшего человека - чем ярче цвет, тем антител больше. Так вот, из всего этого множества ученые выбрали три. Скопировали их ген, сделали искусственные антитела. И вот они уже легли в основу нового препарата.

Еще одна генетическая сенсация недели - препарат против болезни Бехтерева. Это редкий недуг, который поражает суставы. Удалось вычислить клетки, виновные в этом.

"Не просто мешает, а убивает на корню Т-клетки, которые атакуют соединительную ткань и вызывают в ней воспаление", - рассказал Дмитрий Купраш, руководитель генцентра ИМБ РАН, доктор биологических наук.

"Завершается первая фаза клинических исследований. Соответственно, после получения данных по первой фазе мы их систематизируем и выходим на дальнейшие: на вторую, на третью фазу и на регистрацию", - добавил Алексей Торгов, вице-президент компании Biocad.

Несколько лет назад это казалось фантастикой. Но теперь ученые могут заглядывать глубоко внутрь проблемы - в ДНК. Нэли Ястребовой врачи по такому тесту подобрали лекарство, которое способно избавить от рака в 83 года.
 
"Ваш вот этот ген попал в один процент. И вы - везунчик. Так вот она сказала. Вы - везунчик!" - вспоминает женщина.

Младший сын Виктории из Ростова-на-Дону - тоже "везунчик". Она боялась рожать после тяжелой операции. Но четыре года назад генетический тест развеял все сомнения. Наследственные заболевания теперь можно предупредить.

"Если раньше это была некая судьба, приговор, если хотите, то сегодня это (я имею в виду онкологию) часто является хроническим заболеванием, которое требует от человека соблюдения назначений врача", - пояснил Александр Резник, врач-генетик Центра молекулярной онкологии.

Геном - это полная техническая документация на человеческий организм. В 23 парах хромосом есть вся информация, в том числе о болезнях и способах их лечения. Просто бери с полки нужный том - он же ген - и читай. Если умеешь, конечно. В России умеют. Причем все "читают" в оригинале.

"Природа устроена очень умно, она передает код "все живое". Этот код есть геном, идентичный код. Никто об этом не догадывался, не понимал, не знали. А сегодня мы его читаем, полномасштабный идентичный код", - рассказал Михаил Ковальчук, президент Национального исследовательского центра "Курчатовский институт".

Научно-исследовательский центр "Курчатовский институт", который возглавляет Михаил Ковальчук, по поручению президента страны сейчас формирует национальную базу генетической информации. То есть "считывает" геномы образцов из коллекций. Тут и бактерии, и животные, и растения. У каждого серьезного института есть своя.

В МГУ это называют "Ноевым ковчегом". Виктор Садовничий в эксклюзивном интервью нашей программе рассказал, как создавали коллекцию. 

"300 сотрудников ежегодно собирали этот материал. Кстати, мы нашли, по-моему, около 200 живых существ, которые раньше на земле не были зарегистрированы. Такие всякие прыгунчики, лягушечки", - рассказал Виктор Садовничий, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова.

Генетика может выиграть битву за урожай, обеспечить промышленный прорыв, создать новые лекарства. Чем больше информации, тем точнее настройка геномов. Данные о ДНК россиян - важная часть масштабного генетического прорыва. Но этими сведениями интересуются и за океаном.

Некоторое время назад это стало модным увлечением: люди терли ватной палочкой за щекой, клали фрагмент в пробирку и отправляли в США на генетическое тестирование. А дальше начинались невероятные вещи. Клиенту показывали все его родственные связи в регионах России. И даже список родни присылали: вот тут - полторы тысячи имен и фамилий. Такую базу надо собирать много лет. Кроме писем с пробиркой в США в девяностых отправляли биоматериалы подконтрольные НКО и религиозные общины. Плюс после распада союза иностранцам достались вместе со всеми коллекциями лаборатории бывших республик.
 
"Эти данные очень важны. У людей Средиземноморья другая иммунная система, чем, скажем, у сибиряков. Разная генетика. Таким образом, можно разметить всю карту мира на определенные цели", - говорит бывший сотрудник ЦРУ США Скотт Беннетт.

В Японии больше половины всех случаев рака желудка. Рассеянным склерозом в десять раз чаще других болеют на Оркнейских островах Шотландии. В Средиземноморье есть своя лихорадка. А в США коренные народы и чернокожие страдают от системной красной волчанки. Зная особенности генома, можно навредить целой стране. Необязательно атаковать напрямую. Эксперты приводят пример, как "Биг фарма" фактически взяла Украину в заложники.

"Была вспышка геоморфологической пневмонии в городе Тернополе, от которой погибли больше 400 человек. В итоге американцы продали правительству Юлии Тимашенко вакцины на 120 миллионов", - рассказал Игорь Никулин, микробиолог, бывший член ООН по разоружению.

"Биг фарма" не скрывает своих связей с западными политиками. Так же как директор Pfizer, когда обнимает главу Еврокомиссии, хотя мог просто руку пожать.

Правда, своих целей в России они уже не достигнут. Эту атаку мы отразили. Наша страна - один из лидеров в фундаментальных исследованиях. Это научный факт.
 
"Мир находится в исключительно тяжелой и сложной ситуации, и мы одно из немногих государств, которое имеет экономику знаний. Мы всегда были глубоко научной державой. Мы знаем, что внутри каждой коробки - в этом вопрос", - сказал Михаил Ковальчук.

Сейчас генетика не просто наука, но и большая политика и большой бизнес. А в масштабах страны - вопрос национальной безопасности. Поэтому те самые американские тесты попали под запрет, а в стране появились свои исследования на основе своей генетической базы.  

Генетический прорыв: как ученые в России спасают жизни, заглянув в ДНК