Горный инженер о ЧП на "Листвяжной": нарушение техники безопасности
Горный инженер Александр Балахнин в беседе с РЕН ТВ рассказал, почему произошла трагедия на шахте "Листвяжная".
"Такие аварии – типовые. Это нарушение техники безопасности, прежде всего нарушение производства самих работ, и собственно безалаберность со стороны людей. А основная причина – экономическая подоплека. Люди хотят заработать денег. Если начальство гонит в шахту, тем более если как на "Листвяжной" – если вы не пойдете, то завтра можете быть уволены, то, конечно, напрягаются и идут в шахту, несмотря на опасность", – отметил Балахнин.
По его словам, он в свое время работал на шахте, опаснее которой "просто не придумаешь". Шахта была опасная по горным ударам и по внезапным выбросам. Выброс метана мог превышать 20 кубов на тонну угля, поэтому все шахтеры четко соблюдали технику безопасности, следили за всем, чем можно.
"Проводятся спецмероприятия по обеспыливанию шахты, смывают пыль, которая в соединении с метаном взрывоопасна. Специальной инертной пылью посыпают борта выработок. А с точки зрения электричества, оно отключается автоматически при превышении концентрации метана от 2 процентов, как правило, потому что от 2 до 9 процентов происходит взрыв, дальше опять газ горит", – пояснил инженер.
Балахнин указал, что если какой-то из факторов нарушить, то возникнет искра, а потом сразу ряд взрывов в шахте, но не так, чтобы "хлопнуло и все". Инженер вспомнил о трагедии на одной из шахт в 1983 году, где погибли 20 человек.
"Что мне там довелось увидеть, это производит очень сильные впечатления, потому что после взрыва живым в шахте остаться невозможно. Как правило, виновники погибают первыми. По степени повреждения людей там несколько факторов (давление при взрыве, огонь)... и, если вдохнуть этот воздух, один вдох – и человек умирает от ожога легких. Людей можно отправлять в шахту, если они сами контролируют уровень загазованности. И тут зависит от людей. Они не соблюдают технику безопасности, а это бывает часто, потому что план горит", – отметил Балахнин.
Он вспомнил, что датчики метана висят сверху, однако иногда их снимают, заматывают в фуфайки, кладут на почву и таким образом они не срабатывают.
"Последствия взрыва, где мы ходили, это ужасно. На три километра выработка заваленная, кровля обрушается, крепь вся рушится, и найти людей потом спасателям тяжело. Вот мы ходили — там ясы двухметровые, там валуны доставали. Сами понимаете, взрыв произошел в нескольких местах, на тебя повалились камни, ты завален под двухметровым слоем, ну что там может остаться", – поделился инженер.
Балахнин также указал на сниженную степень ответственности. По его словам, 1983 году за гибель 20 человек в тюрьму отправились 20 человек, а в 2010-м за смерть 91 человека на "Распадской" шахте никто не сел.
"На шахте, где я работал, каждый шахтер имеет степень свою ответственности. Если ты первый нарушил, тебе дают специальный предупредительный жетон. Если ты получил их несколько, то тебя увольняют и больше никто на работу не возьмет. Потому что от одного человека зависит жизнь десятков людей. И поодиночке шахта не забирает при взрыве", – заключил Балахнин.
Напомним, трагедия на "Листвяжной" произошла 25 ноября. Сигнал о задымлении поступил утром. По некоторым данным, произошло два взрыва. В тот момент в шахте находилось 285 горняков. Погиб 51 человек, включая пятерых спасателей, которые работали на месте.
В данный момент ведется расследование, возбуждены уголовные дела. Сообщалось, что работники шахты неоднократно говорили об опасной концентрации метана, но их заставляли работать. Фигурантами дел являются пять человек – руководители шахты и инспекторы Ростехнадзора.