Version: 0.1.0

Искусная афера: как работает "билетная мафия" в Большом театре

Такое бывает только перед Новым годом и Рождеством. "Щелкунчик" в Большом. Для кого-то праздничное, для кого-то – экономическое чудо. Очередь за билетами – за сутки до старта продаж. Самые стойкие приходят в половину третьего утра. 

Сначала нужно попасть в список на раздачу браслетов. Их выдают в полночь, на тысячную толпу – всего 400 штук. Дальше – живая очередь в кассу. Продажа только по паспорту. Все билеты именные. По уставу, опубликованному на сайте театра, их нельзя продать, подарить или переоформить. Такие правила Большой ввел для борьбы с перекупщиками. Но они все равно побеждают.

Этого мужчину я заметила у касс с ворохом документов – копиями чужих паспортов. Примерно через полчаса он вышел со стопкой билетов. Оплатил парковку, сел в машину. Мороз крепчал, и я решила спросить, а можно и мне без очереди? Можно. Только очень дорого.

"У спекулянтов цены просто бешеные, потому что наценки в этом году очень большие. Мне предлагали за 55... Я спекулянт. В третьем поколении", – говорит он. 

Никита Андреев не обманул. На Театральной площади его знают в лицо. Глава ООО "Фаворит плюс" – микрокомпании по бронированию билетов. Но ведь Большой официально не сотрудничает с подобными конторами?

Такие, как Никита, похоже, открывают двери театра для тех, кто может себе это позволить. Собирают предзаказы. Выкупают и развозят билеты. Вечером – выходят в народ. 

Любой каприз за ваши деньги. Стартовая цена билета на "Щелкунчик" от перекупщика – 35 тысяч рублей за бельэтаж, 50 – за амфитеатр и бенуар, 120 тысяч – партер. Притом что в кассе – от полутора до пятнадцати. Красная цена на новогоднее представление – 20 тысяч. Получается, в среднем перекупщики накручивают 300–500 процентов к номиналу. 

"Билеты уходят не любителям балета, а любителям перепродать. У меня вот подруга так покупала. И ее отказывались пускать, какая-то была проблема с билетом, подъехал парень на сегвее, что-то порешал, и они с ребенком смогли пройти", – говорит Дарья Гуськова. 

Их билеты настоящие, хоть и не проходят через кассы. Это места, которые изначально бронируют не для обычных зрителей, а для сотрудников многочисленных "дружественных" театру организаций.  Их много. А потому значительная доля зала фактически отдана зрителям с привилегиями. Обычным места уже не хватает. Но Большой эти "сословные различия" не пугают, так даже лучше.

"У нас большие обязанности перед спонсорами, которые имеют право на внеочередное приобретение билетов. Причем иногда они берут и по 100, и по 120, и по 130 билетов. Потому что они спонсоры, потому что они вкладывают деньги в театр", – заявил гендиректор Большого театра Владимир Урин. 

Получается, спонсоры имеют право увидеть "Щелкунчика". А вот все остальные – нет. А еще выходит, что "безвозмездная помощь", по сути, становится тихим захватом самого известного театра страны. 

Впрочем, нередко от тех самых спонсорских мест гости отказываются. И тогда, по логике, билеты должны поступать обратно в продажу – в кассы или на сайт. Но, по словам экспертов отрасли, на деле они уходят перекупщикам, у которых уже есть личные данные тех, кто готов за любые деньги купить билет на новогоднее чудо.

"У них договоренность с сотрудниками театра. Они в принципе планируют эту бронь, как бы бронь, которая формируется под то, чтобы потом она продавалась через этих спекулянтов", – говорит бывший руководитель компании TICKETLAND Виталий Виноградов. 

Анисимов – перекупщик 40 тысяч билетов. За субботу продали через кассу первый день 600, второй день – 400 билетов. Тысячу билетов. Ну, пускай через интернет – сайт глючит – еще тысячу продали. То есть примерно 38 тысяч билетов еще не продано. Их просто зажали и держат, вот и все. 

Человек на видео – Игорь Анисимов. Его связь с театром подтвердил бывший курьер компании по бронированию билетов Николай Бражник.

"Это неважно, именные они или неименные. Он старый спекулянт. Все просят, как на "Щелкунчика", например, сейчас, такое-то число там устраивает, допустим, собирает эти документы, собирает предоплату, делает заказ", – говорит бывший сотрудник ООО "Мосгоркасса" Николай Бражник. 

Фамилия Бражник показалась мне знакомой. В очереди за своим билетом я видела ее дважды. Сначала на бейдже сотрудника кассы. Потом на чеке. Елена Владимировна Бражник вот уже пять лет – действительно кассир-операционист Большого театра. Она знакома и с Игорем Анисимовым, и, уж конечно, с Николаем Бражником. Так как является его женой. Говорить о возможном семейном подряде отказалась.

А вот на этих кадрах Елена Бражник на своем рабочем месте. И здесь она куда разговорчивее. Категорически отказывает посетителям в просьбе переоформить билет. Хотя люди предъявляют документы, которые подтверждают, что на балет пойдут не чужие люди, а члены их семьи. 

"Это для чего сделано? Для того, чтобы не было спекулянтов. О, нет-нет, это бесполезно. Можете даже не брать билет, потому что сейчас вы берете по спецпрограмме для личного пользования", – говорит Бражник.

Странное дело. В представлении кассиров спецпрограмма существует. А в представлении руководства Большого театра таковой нет. Зато ответ на наш вопрос – под стать самому культурному заведению страны.

"По какой спецпрограмме, что за хренотень вы несете? Перекупщики имеют полное право точно так же встать в кассу и получить билет. Он его покупает, а потом приходит и меняет фамилию. Что вам сказали кассиры, кассиры вам такое сказать не могли, потому что есть постановление Правительства", – заявил он. 

На грани хамства и на грани здравого смысла – отрицать очевидную мошенническую схему, которая процветает не первый год. И даже не попытаться вникнуть в детали, чтобы понять, почему Большой театр, символ российской культуры, недоступен большинству простых зрителей.

Ситуацию с перекупщиками подогревает и тот факт, что купить билет на "Щелкунчика" по официальным ценам можно только двумя способами. В кассе у меня на это ушло 18 часов. Или на сайте Большого, который в момент старта онлайн-продаж обычно перестает работать.  

"Мне удалось два раза положить два билета в корзину. Потом компьютер завис и на моих глазах билеты улетучились из корзины и счет обнулился", – говорит Жанна Агеева. 

Вместе с разработчиком сайтов мы тоже караулили продажи с телефона и ноутбука, но сайт постоянно обнулял заказы.

"У сайта есть некое узкое горлышко, когда количество пользователей, которое может получить доступ к покупке билета, ограничено. При разработке сайта не заложили высокую нагруженность", – говорит руководитель отдела разработки компании "Кросстех Солюшнс групп" Дмитрий Тайлаков. 

Между тем, сайт остается единственной возможностью купить билеты по номинальной стоимости, например, на многодетную семью. Так как в кассе строгое правило: не больше двух "взрослых" и не больше двух "детских" в одни руки. Но для представителей театра это не кажется серьезной проблемой. Идите в кассу все вместе, выделяйте для этого рабочий день, берите с собой детей – или просто отложите мечту на будущий год.

"Ну случилась техническая неполадка. И что? Конец света что ли?" – говорит представитель пресс-службы Большого театра Михаил Яруш. 

Пока официальная интернет-страница не отвечает, сайты-зеркала работают как часы. Цена за одно место – от 300 тысяч. По закону о борьбе с "театральной мафией" билеты на любые культурно-массовые мероприятия можно перепродавать только по цене номинала для физлиц и максимум с 10-процентным сервисным сбором – для компаний-распространителей.

"Эта деятельность черный нал. Это деятельность, которую люди не оплачивают, ни налоги, ничего. Не вкладывают рабочих ресурсов, не вкладывают рабочими местами никого, они ничего не дают экономике. Они дают черный заработок себе в карман", – говорит директор Государственного академического театра имени Е. Вахтангова Кирилл Крок. 

Популярный сайт объявлений тоже пестрит астрономическими ценниками. Билеты на "Щелкунчик" – от 40 до 150 тысяч за штуку.

Во время контрольной закупки мы случайно обнаружили в ряду продавцов некоего Эльмира Шыхалиева, якобы сотрудника МИД. Он пытался перепродать свои билеты за 165 тысяч. И явно не ожидал, что на сделку мы приедем с камерой.

Три года назад директор Большого Владимир Урин жаловался: из-за билетной мафии театр только на "Щелкунчике" теряет якобы около миллиона евро. Обещал выстроить систему против спекулянтов. Достать билеты действительно стало сложнее, но только не перекупщикам. И складывается полное ощущение, что сам театр это в общем-то мало волнует.

"Делайте ваше расследование. Это, ради бога, это ваше дело. Мы на ваше расследование...", – говорит Урин. 

Зато есть надзорные структуры, где наше журналистское расследование вполне может стать поводом для проведения масштабной проверки финансовой деятельности Большого театра. Тем более что его господдержка из года в год растет. В 2020-м из бюджета выделено почти пять с половиной миллиардов рублей.

Искусная афера: как работает "билетная мафия" в Большом театре