Какие бренды обещали уйти из России, но решили остаться
Некоторые решившие уйти из России бренды все еще работают в стране
Зарубежным компаниям, имеющим в нашей стране многомиллионный бизнес, пришлось сильно задуматься. Те, кто, казалось, обещал уйти навсегда, вдруг стали возвращаться. Одни объяснили это заботой о покупателях, другие бренды поспешили заявить, что вовсе не уходили, а просто сделали перерыв. Рынок зашевелился особенно после идеи о срочном банкротстве и передаче иностранных компаний во внешнее управление.
По каким схемам компаниям приходится теперь работать, узнала корреспондент РЕН ТВ Ксения Солдатова.
На вешалках в опубликованном видеосюжете – знакомый модникам разноцветный трикотаж, джинсы, струящиеся платья испанского бренда, который еще две недели назад заявил об уходе из России - закрытии онлайн-продаж и всех магазинов. Но это сегодняшние кадры из торгового центра в Москве.
Здесь тот же ассортимент, при покупке выдают те же фирменные пакеты, только в чеке теперь значится: "ООО Русмаркетцентр". Как журналистам объяснил продавец, это их юридическое лицо с адресом в подмосковных Мытищах. Точкой владеет русская компания.
"У нас франшиза, мы и не закрывались. Сетевые, да, закрылись, а мы работаем", – заявил сотрудник.
Работает и часть ресторанов McDonald’s, куда в последний официальный день работы выстраивались километровые очереди. Сейчас жарят спокойно, без ажиотажа. Почему ушли не все рестораны, корреспонденту объяснила представитель компании.
"У нас в Москве по франшизе работают рестораны только на вокзалах и в аэропортах", – сказала она.
Работа по франшизе для западных компаний - один из способов сохранить российский рынок. Так, американская сеть пиццерий Papa John’s сообщала о приостановке производства. Но все 188 ее ресторанов в России работают и продолжат торговать по договору о франчайзинге с владельцем — американцем. Точками сейчас управляют россияне.
"Нет, мы не закрываемся. Мы считаемся индивидуальным предпринимателем", - рассказали представители компании.
В Тюмени все так же одевают в Calvin Klein. Как нам по телефону рассказал директор магазина Дмитрий Аверкин, если бренд перестанет поставлять одежду, издержки придется компенсировать.
"Приостановки поставок – это уже нарушение нашего прямого договора", - сказал он.
Громкие заявления об уходе западные корпорации делают под давлением общественности и своих правительств. Но бизнес при этом осознает потери. Те же Mango в 2020-м наторговали в России на более чем 12 миллиардов рублей. Почти 40 миллиардов рублей – годовая выручка другого бренда одежды – Zara. Coca-Cola сначала шокировала фанатов газировки новостью об уходе, но в итоге остается и производство сохраняет. Без россиян одной прибыли с продаж потеряли бы 73 миллиарда рублей в год.
"Даже само по себе сворачивание такого по масштабу бизнеса – это большие убытки. Есть же примеры – Ford, когда уходил из России. Он продавал потом бизнес много лет. То есть производственные мощности были просто заморожены", – объяснил экономист Михаил Бурмистров.
Может, потому "заднюю" уже включили два японских автоконцерна. Nissan и Toyota возобновят сборку машин в Петербурге, как только наладят поставки комплектующих. Игрушки LEGO после объявления об остановке продаж в России действительно исчезали с полок… на несколько дней, пока не наладили новые схемы доставки.
Остаются: Nestle, "Ашан", "Глобус", ряд западных банков. Как отмечают в нашем правительстве, они за сохранение иностранного бизнеса. Но те, кто все же решит уйти с российского рынка, со временем передумав, могут не найти свои активы. Как рассказал глава Минфина, для компаний с зарубежным участием от четверти в капитале и выше уже разработали механизм ускоренного банкротства, временного управления и продажи новым собственникам.
Напомним, США, ЕС, Великобритания и ряд других стран объявляли, что вводят санкции против России в связи со спецоперацией страны на Украине. Также с российской стороной решил временно прекратить сотрудничество ряд компаний и брендов.