Под предлогом санкций за границей еще остались экспонаты музеев из РФ
В Петербурге сегодня встречали экспонаты, возвращение которых на родину затянулось под предлогом санкций. Скульптуры и картины, застрявшие в Финляндии, наконец снова займут свои места в Эрмитаже и других музеях.
Однако за границей остается еще немало музейных ценностей, возвращение которых в Россию остается под вопросом.
Еще никогда рутинная музейная процедура не вызывала такого ажиотажа, а возвращение выставки из-за рубежа не встречало так много журналистов. Во двор Эрмитажа заехал опечатанный грузовик, и началась разгрузка.
Внутри – десятки пронумерованных деревянных коробов с надписью "Хрупкий груз". Каждый из ящиков создавался индивидуально под конкретный экспонат.
В присутствии публики вскрыли только один, со скульптурой Карло Альбачини "Флора" – работой итальянца, находящейся в нашей стране с середины XVIII века и купленной основателем Академии художеств и первым министром образования страны Иваном Шуваловым.
"Она повторяет античную статую Флоры Форнезы, но в уменьшенном виде, она экспонировалась там как один из примеров, который путешественники покупали в Риме во время путешествий", – сообщил Сергей Андросов, заведующий отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.
Экспонаты вернулись из Милана, там проходила выставка "Гран тур", так же назывался обычай знати XIX века, в том числе русской, путешествовать по Европе с обязательным посещением Италии. Дворяне покупали или заказывали там произведения искусства.
"И огромную роль в этом играла русская знать, которая собирала коллекции, которые ездили по Италии. Недаром на обложке каталога помещена картина семьи Толстых", – отметил директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Именно во время такого путешествия будущий император Павел Первый заказал мраморный бюст супруги. Монархи путешествовали под фамилией князей Северных.
"Павел Петрович и Мария Федоровна посетили мастерскую скульптора Хеведсона 28 февраля 1782 года в Риме. И был заказан бюст Марии Федоровны, который был закончен 1784 году", – сообщила главный хранитель музея-заповедника "Гатчина" Елена Ефимова.
Этот бюст сегодня тоже вернулся в Гатчинский дворец. Что касается Эрмитажа, то сегодня музей получил обратно девять экспонатов – три скульптуры, пять полотен и стол с римской мозаикой. Но в Петербурге ждут и остальные сокровища, которые до сих пор остаются за границей.
"Я знаю, что вы все знаете, что у нас есть еще выставки, комментировать это все мы не будем из соображений безопасности. Все идет своим чередом", – уточнил Михаил Пиотровский.
Произведения искусства из Петербурга, Москвы, Екатеринбурга едва не превратились в предметы роскоши, попадающие под санкции. В итоге в ЕС решили, что музейные экспонаты все-таки защищены гарантиями государства.
"Им было предоставлено все, финской таможне были предоставлены документы о том, что произведения являются частью музейного фонда РФ, поэтому они не попадают под понятие антиквариата санкционного товара", – дополнила главный специалист отдела выставок Третьяковской галереи Анна Ашкенази.
Музейщики и искусствоведы нервничают – логистика нарушена, по воздуху картины и скульптуры не привезешь. Но тем не менее все, что принадлежит государственным музеям, изъять нельзя.
"Информация поступила с границы о том, что данные транспортные средства проследовали границу РФ и, соответственно, мы знали, что они приедут в выходные и в понедельник будет происходить их непосредственное оформление", - заявил начальник таможенного поста Выставочный Центральной почтовой таможни Сергей Кузьмичев.
Но за рубежом сейчас находятся и картины из частных коллекций. Во Франции сейчас задержан автопортрет Петра Кончаловского, который принадлежит попавшему под санкции бизнесмену Петру Авену.
Под угрозой, по данным французских СМИ, и портрет Тимофея Морозова, написанный Валентином Серовым. Но, как уверяют юристы по международному праву, право собственности никто не отменял и если санкции будут сняты, то картины должны вернуться к своим владельцам.
"Если местное законодательство в полной мере защищает частную собственность, то оно защищает и чужую собственность. Соответственно недопустимы действия по аресту, блокированию чужой собственности, которая легально принадлежит какому-то иностранному лицу", – уточнил эксперт Владислав Кочерин.
Коллекция меценатов Михаила и Ивана Морозовых, возможно, вернется в Россию уже к майским праздникам. Логистика проработана, но в полном ли объеме, это пока открытый вопрос.