В Союзе потребителей заявили о "незаметном" обвешивании покупателей
Председатель Союза потребителей России заявил о "незаметном" обвешивании покупателей
Потребительские экспертизы все чаще выявляют такие уловки производителей, как обвес, говорит председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. При этом ГОСТ допускает погрешность в несколько граммов. Какую ответственность несут производители и продавцы за недовес товара? И какую прибыль получают компании благодаря таким уловкам? Рассказываем в материале РЕН ТВ.
Выгода для производителей
При проведении потребительских экспертиз специалисты регулярно натыкаются на хитрости и уловки со стороны продавцов, говорит председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. Чаще всего, по его словам, в магазинах приходится сталкиваться с недовесом. По словам эксперта, такая уловка выгодна и продавцу, и производителю.
"Производители живут в конкурентной среде, и каждый хочет, чтобы выбрали его продукцию. А сейчас, когда с доходами лучше не стало, а цены растут на глазах, люди ищут что подешевле", – отметил в беседе с РЕН ТВ Шелищ.
По словам специалиста, ГОСТ допускает погрешность в три-пять граммов и крупные компании пользуются этим.
"Если предприятия не докладывают 10 грамм, то в расчете на килограмм это один процент. Получается, если продукт стоит 300 рублей, то вы переплачиваете три рубля. А если предприятие выпускает продукцию в больших количествах, например сотни тонн, то это получается уже сотни тысяч, а то и миллионов рублей", – пояснил председатель Союза потребителей России.
При этом бизнес-консультант, член правления Российской ассоциации экспертов рынка ретейла Сергей Илюха отметил, что вес продукта, указанный на упаковке, как правило совпадает с реальным весом.
"Если положен один килограмм, то, как правило, поставляют один килограмм; если на упаковке указано 0,5 литра, то в ней будет 0,5 литра. Эти нарушения очень редки", – говорит Илюха.
Недовес как мошенничество
Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает наказание за обвес, отметил Петр Шелищ. Однако, по его словам, на практике такое случается редко.
"К сожалению, подобные нарушения не выявляются и производители не получают наказания. А если даже их наказывают, то штраф составляет копейки по сравнению с тем, сколько они получают при обвесе", – подчеркнул собеседник РЕН ТВ.
Сергей Илюха в свою очередь отметил, что такое нарушение, как недовес, может рассматриваться в рамках Гражданского кодекса РФ.
"Недовес продукта – это достаточно серьезное нарушение спецификации к договору поставки. Поэтому ответственность будет высокая – в рамках Гражданского кодекса", – объяснил в разговоре с РЕН ТВ Илюха.
В то же время, считает Шелищ, обвес в магазине вполне можно было бы рассматривать как мошенничество.
"Мошенничество – это хищение чужого имущества, а наши деньги – это наше имущество. Когда мы видим, что на упаковке написано 200 грамм, то мы верим, что это 200 грамм. А на самом деле там 190. Получается, это злоупотребление нашим доверием", – поделился своей точкой зрения глава Союза потребителей.
Как "худеют" продукты
В последнее время производители действительно стали уменьшать количество товара в упаковке, увеличивая при этом его цену. К таким выводам можно прийти, если проанализировать вес и объем стандартного набора продуктов. Так, если питьевой йогурт раньше продавался объемом 290 миллилитров, то сейчас уже 260. Аналогичная ситуация наблюдается и с макаронами, которые "скинули" 100 граммов в три этапа. Сливочное масло – минус 50 граммов, шоколад – минус 18.
Не обошли стороной изменения в весе и хлеб. В Рязани, например, батон "похудел" на 14 граммов, в Уфе – на 29, в Комсомольске-на-Амуре –на 40, в Москве – на 44 грамма.
"Получите лишнюю прибыль в рубль на буханку и получите прибыль 10–15 миллиардов рублей. Соответственно, такие же цифры, которые можно прогнозировать, и по молоку, и по кефиру, и по другим продуктам", –говорит заведующий лаборатории анализов институтов и финансовых рынков РАНХиГС Александр Абрамов.
Чтобы ограничить аппетиты продавцов, стоимость "социально значимых товаров" пришлось заморозить на два месяца.