Подвиг бессмертен: останки красноармейцев перезахоронили под Калугой
Останки 29 красноармейцев перезахоронили в Калужской области
Останки советских бойцов времен Великой Отечественной перезахоронили сегодня под Калугой. На новом памятнике пока только одна фамилия, хотя здесь – останки 29 воинов. Но поисковики не теряют надежды вернуть героям имена. Подробности – в материале РЕН ТВ.
Что такое война, он знает не понаслышке – сам был тяжело ранен в Афганистане. Бывший замминистра обороны Владимир Исаков – родом из Калужской области, по которой Великая Отечественная прошла дважды. Сначала – в 41-м, потом – в 43-м, оставив тысячи непогребенных солдат.
"Начиная с Наполеона, все шли по Варшавскому шоссе, на Москву. Самый короткий путь. Не мы сказали, это сказали наши предки, что война не закончена до тех пор, пока не похоронен последний солдат", – говорит Владимир Исаков, замминистра обороны РФ (1997–2008).
Сегодня Великая Отечественная, наконец, заканчивается для 29 советских солдат. С ними прощаются со всеми воинскими почестями.
Их обнаружили в ходе поисковой экспедиции в районе деревни Кузьминичи. Когда прокладывали газопровод, случайно наткнулись на человеческие кости. Позвали группу поисковиков.
В итоге останки 22 красноармейцев нашли только прошлой осенью. И раскопки идут до сих пор.
"Эта вахта памяти началась с той осени, с поздней осени, с подъема первых останков солдат времен Великой Отечественной войны, которые погибли в 41-м году здесь, на подступах, защищая нашу Калужскую область, и продолжается она сейчас", – рассказывает Сергей Новиков, руководитель областной организации поисковых отрядов патриотического объединения "Память".
В 41-м году здесь проходила одна из линий обороны. Контроль над Варшавским шоссе был важен как для советской армии, так и для вермахта. Бои шли настолько ожесточенные, что магистраль прозвали "дорогой смерти". Если ехать от Москвы, мемориалы встречаются каждые 10–15 километров. В самом начале войны здесь пытались сдержать немецкий натиск ценой десятков, если не сотен, жизней.
"Именно на участке на реке Снопоть и Десна была предпринята попытка остановить немецкое наступление. И наши солдаты максимально, что могли, сделали. Они с тяжелыми боями отступали, они не просто бежали, но у немцев была очень сильная армия, которую сложно было сдержать", – отметил Сергей Асташов, представитель поискового отряда "Щит" (Тульская область).
А позже, в 43-м, немцев из этих мест выбивали также с потерями.
"Это сохранившаяся окопная линия. Вот основная траншея. Она была в рост, а это стрелковая ячейка. И, вероятно, именно отсюда в конце лета или начале осени 43-го солдат поднялся в атаку, сделал несколько шагов и упал, сраженный вражеским осколком. Его останки пролежали здесь почти 80 лет", – показал корреспондент РЕН ТВ Максим Прихода.
"По каске мы видим, что она пробита осколками. Можем предположить, что солдат погиб от осколочного ранения. И черепа мы не нашли, потому что он разбит сильно и детали все истлели", – рассказала участница поискового отряда Екатерина Тараканова.
Только за последние 10 дней поисковики обнаружили и извлекли останки почти 30 бойцов. Количество единиц оружия и обмундирования не поддается подсчету.
О том, насколько тяжелыми были бои в этих местах, можно судить по масштабам стихийной выставки. Все эти винтовки, автоматы, мины, снаряды и гранаты были обнаружены в Калужской области.
Рядом с советским ППШ лежат немецкие МП-40, есть каски и форма. Их солдат тоже находят и передают той стороне.
"Мы занимаемся поиском этих немцев и вывозом их на сборное кладбище", – рассказал Сергей Аверьянов, представитель народного союза Германии.
Из почти 50 тел советских воинов, найденных за последние полгода, опознать удалось лишь одного бойца – уроженца Сталинградской области Осетрова Константина Косьяновича. Это связано с тем, что медальоны-книжечки – их здесь называют "ладанки" – заполняли не все.
"Была примета у них, что смертный приговор себе подписываешь. Но кто помудрее, те заполняли, и по сей день еще мы их находим", – пояснил член поискового отряда Александр Кузенков.
В итоге большинство найденных здесь солдат так и останутся неопознанными, их имена неизвестны, но подвиг бессмертен. И сколько их еще покоится в Калужской земле, не знают ни историки, ни сами поисковики.