Аферистка обирала дагестанцев, обещая вывезти детей с Ближнего Востока
В результате спецоперации в Дагестане задержана женщина, зарабатывавшая миллионы рублей на горе своих же земляков. Она обещала за деньги вернуть на родину детей, оказавшихся в зоне боевых действий на Ближнем Востоке или в плену международных террористических организаций. Клиентов было очень много, и, несмотря на то что на самом деле обманщица не смогла спасти ни одного человека, к ней продолжали обращаться за помощью.
Бойцы спецназа окружили дом. Оружие сняли с предохранителей. Сколько человек внутри, и будет ли оказано сопротивление, неизвестно. Внутри только одна женщина – Дженнет Эрэжебова.
– Кто-нибудь еще проживает здесь?
– Нет, я одна здесь.
– Сейчас вас ознакомят с санкциями.
– Обыскивайте, у меня ничего нету, нечего не сделала я криминального.
Внутри – портреты ее близких. Дочь, зять, внуки. Все они находятся на Ближнем Востоке. Уехали воевать за ИГИЛ – запрещенную в России террористическую организацию. Она называет себя пострадавшей, якобы пытается вернуть родных из Сирии.
"Я сама пострадавшая, я чуть дважды суицид не совершила на почве того, что дочка моя уехала", – говорит подозреваемая Дженнет Эрэжебова.
В ее мессенджерах – десятки групп, где она числится администратором. Подписчики – такие же матери, дети которых выехали в Ирак и Сирию. По версии следствия, Дженнет убедила людей, что за деньги поможет вернуть на Родину их близких. Здесь же и доказательства – фотографии чеков о переводе. Во время обыска в доме Эрэжебовой нашли книги учета, журналы со списками пропавших на Ближнем Востоке, банковские карты и телефоны. Чингиз Шабанов – один из пострадавших. Астраханец в 2014-м развелся, а через год узнал, что бывшая супруга с двумя их дочерьми уехала в Сирию и примкнула к террористам. Детей надо было возвращать, стал искать тех, кто может помочь.
"В интернете некоторые люди посоветовали обратиться к Хеде Саратовой", – рассказывает потерпевший Чингиз Шабанов.
Хеда Саратова – известная на Кавказе правозащитница. По версии следствия, именно она организовала сборы денег в обмен на помощь в вывозе детей из Ирака и Сирии. Этой весной правозащитница после болезни скончалась.
— После ее смерти ко мне стали обращаться наши мамы, мол, они ей некую сумму отдавали за возвращение детей, — говорит подозреваемая.
— Вы об этом не знали?
— Нет, честное слово, я ничего об этом не знала.
По словам подписчиков групп, которые администрировали Хеда Саратова и Дженнет Эрэжебова, с них регулярно собирали деньги. Вступительный взнос – 5 тысяч рублей, ежемесячные платежи – от тысячи рублей с человека, бывали и дополнительные разовые сборы. По нашей информации, с конца 2018 года по 2020-й задержанная сегодня Дженнет Эрэжебова собрала с подопечных 3 миллиона рублей и перевела на счета Хеды Саратовой. При этом никто не отчитывался, куда идут деньги.
"Отчетов не было. Несколько раз пытались запросить отчеты у них. Они обиделись и исключили наиболее активных, которые задавали много вопросов", — рассказывает потерпевшая Марина Гулик.
Некоторые семьи все-таки воссоединялись. Но общественницы, как выяснилось, не имели к этому никакого отношения. Они заранее выясняли, каких именно детей российским властям в рамках официальной кампании репатриации вот-вот удастся вызволить.
"Схема мошенническая выстраивалась таким образом, именно с этих родственников собирались деньги, и вот и у людей складывалось впечатление: вот я заплатил, а через две-три недели дети приехали", – сказала уполномоченный по правам ребенка при главе Республики Дагестан Марина Ежова.
Уполномоченный при президенте России по правам ребенка с 2017 года занимается возвращением детей из зон боевых действий на Ближнем Востоке. Вывезти в Россию уже удалось почти 400 мальчиков и девочек. Десятки несовершеннолетних еще находятся на территориях Ирака и Сирии. Бабушки, дедушки пытаются всеми способами их вернуть на Родину. Вступают в группы, слепо верят мошенникам, отдают все деньги, продают квартиры, берут кредиты. А в итоге, детей в страну возвращают только власти - и абсолютно бесплатно. Дети Чингиза Шабанова, Марии Гулик, и все остальные вернулись на Родину на спецборте вместе с представителями официальных властей.