"Аферистка": самая мерзкая роль Розамунд Пайк
19 февраля в российский прокат выходит черная комедия / криминальная драма «Аферистка» с Розамунд Пайк и Питером Динклейджем в главных ролях.
«Неспокойно все в датском королевстве» - примерно так выглядело бы описание сюжета фильма «Аферистка» режиссера Джея Блэйксона, если бы его доверили составлять Уильяму нашему Шекспиру.
Жанром «Аферистки» значится комедия. Но по факту это социальная драма с элементами триллера в чистом его виде. «Аферистка» определенно часто пугает.
Пугает как раз своей обыденностью и простотой.
Ведь если верить этому фильму, то в свободной и демократичной Америке в любой момент и к любому состоятельному пенсионеру в дом может постучаться неизвестный человек с ордером от суда, согласно которому пожилой гражданин мгновенно из собственного жилища перемещается в дом престарелых, а все его имущество достается шустрому опекуну, назначенному судом.
Этот же опекун единолично может решать дальнейшую судьбу своего подопечного, начиная от того, кто может его посещать (и совершенно легально может не пускать к своему опекаемому даже его детей), и заканчивая тем, что пенсионер может съесть на завтрак. То есть всю жизнь человек честно работал, платил налоги государству, зарабатывая на безбедную старость, чтобы в один момент оказаться во власти алчного опекуна, которому необходимо только заручиться поддержкой личного врача потенциальной жертвы, чтобы общими усилиями состряпать диагноз, согласно которому заинтересовавшая мошенников бабуля или дедуля не могут жить в одиночестве, так как нуждаются в круглосуточном медицинском уходе. И никто: ни дети, ни внуки не смогут больше увидеть своего пожилого родственника. И забрать к себе не смогут, ибо раньше надо было забирать, а теперь всё - человек в цепких объятьях системы.
Самое интересное, что никаких дополнительных доказательств недееспособности пациента для того, чтобы пожизненно упечь его практически в тюрьму для стариков, и не надо.
Первая мысль после просмотра: и вот эти люди запрещают нам ковыряться в носу?! В смысле, учат нас уважать свободы и права каждого человека? Но речь сейчас не о политике (о ней и так в последние недели говорят все кому не лень), а о кино. Точнее, о фильме «Аферистка», где Розамунд Пайк досталась роль именно такой псевдозаботливой опекунши Марлы Грейсон - дамочки мерзкой до кончиков ногтей, вызывающей стойкую неприязнь с первого же своего появления на экране.
Правда, авторами такая однозначная реакция на главную героиню абсолютно точно не задумывалась.
И сама Розамунд Пайк в интервью, которое дала сразу после первого выхода картины в свет на фестивале в Торонто 12 сентября 2020 года, и продюсер фильма Бен Стиллман уверяли публику, что несмотря на ужасные вещи, которые творит их героиня Марла Грейсон, ее судьбой проникаешься, ей сочувствуешь.
Режиссер «Аферистки» Джей Блэйксон и вовсе утверждает, что прототипом Марлы Грейсон стал жулик Мишель Пуаккар, герой Жана-Поля Бельмондо из годаровского «На последнем дыхании».
Но нет. Тут, видимо, система дала сбой, ну, либо банально не хватило какого-то таланта: актерского либо режиссерского. Ведь если Бельмондо очаровывает и его героя действительно жалеешь и оправдываешь, то Марлу Грейсон - нет.
Более того: у героини Розамунд Пайк, несмотря на явные старания актрисы, не удается найти ни единого положительного качества. Ей не сочувствуешь и не сопереживаешь. С первых же минут ее появления на экране не покидает желание как минимум ее изо всех сил встряхнуть.
Странное дело, к маньяку Джокеру с явными психологическими отклонениями в течение фильма проникаешься симпатией, людоедом Ганнибалом Лектером искренне восхищаешься, даже на психопатку Харли Квин смотришь с симпатией, а ушлую и жадную до денег и власти авантюристку Марлу хочется с самого начала убить.
Кстати, история, которая легла в основу «Аферистки», полностью реальна. По словам режиссера и сценариста Джея Блэйксона, идея фильма пришла ему в голову, когда он, сидя дома и переключая каналы, наткнулся на репортаж о соцработнике, виртуозно использовавшем лазейки в законе, чтобы полностью подчинить себе и до копейки обчистить своих подопечных.
Так как «Аферистка» - фильм, как ни крути, социальный и на злободневную тему, то он, естественно, изначально готовился для всевозможных номинаций.
На сегодняшний день все (и не только в Голливуде) понимают, что кино про белую героиню, которая облапошивает белых же пенсионеров и живет с белым мужем традиционной ориентации, не прошло бы даже первую стадию голливудской цензуры, не говоря уже о более серьезных кордонах. А поэтому киномагия легким росчерком пера награждает главную героиню не мужем, а... женой. Ну, то есть однополые поцелуи и прочие гадости (зачеркнуто) нежности на весь большой экран присутствуют в избытке.
Но нет, просто отдать дань уважения любителям радужных шествий авторам показалось недостаточным, меньшинств в картине явно не хватало для серьёзных наград, а поэтому женой главной героини стала мексиканская эмигрантка Фрэн, она же актриса Эйса Гонсалес.
Собственно, обязательный минимум униженных и оскорбленных слоев общества учтен, и тут же ловите первую номинацию: на «Золотой глобус» (который, как известно, обычно дублирует «Оскар») в категории «Лучшая женская роль» для Розамунд Пайк.
Питер Динклейдж в роли русского криминального авторитета Романа Лунева - антагониста Марлы Грейсон - хорош. Настолько хорош, что его криминальному боссу Роману, в отличие от мошенницы Марлы, действительно сочувствуешь и желаешь победы.
Правда, не покидает ощущение, что и в «Аферистке» Питер Динклейдж играл все того же Тириона Ланнистера - серого кардинала, чужими руками лихо управляющего людьми и событиями. Но с другой стороны, если роль удачная, ее не грех и повторить?
Рейтинг ожидания «Аферистки» на крупнейшем российском кинопортале очень высок - больше 90%, да и мировые критики от фильма в восторге. Зрительские же симпатии на крупнейшем международном киноресурсе дают фильму чуть больше 6 из 10 возможных.
«Аферистка» - фильм, бесспорно, необычный - хотя бы своими полностью отрицательными персонажами. И определенно оставляет после себя послевкусие и множество поводов для раздумий.
Режиссер и сценарист «Аферистки» Джей Блэйксон не может похвастаться очень успешной и насыщенной творческой биографией. Из самых известных его работ - сериал «Порох» с другой звездой «Игры престолов» Китом Харингтоном и первая часть так и не завершенной трилогии «Пятая волна» с Хлоей Грейс Морец и Ливом Шрайбером, рейтинг которых у зрителей совсем невысок.
Но, в отличие от сильно посредственной и явно переоцененной «Пятой волны», у «Аферистки» всего один существенный минус - абсолютное отсутствие приятных персонажей. Не получилось у Джея Блэйксона сделать фильм про обаятельных негодяев. Зато вполне получилось кино просто про негодяев.