Культура всегда нуждается в энтузиастах
Коронавирусная пандемия продолжается. Правда, в Российской Федерации больных, не говоря уж о погибших, в расчёте на душу населения в разы меньше, чем на Украине, не говоря уж о Соединённых Государствах Америки.
Но даже самая спокойная статистика не отменяет того, что каждый человек в чём-то неповторим и каждая потеря в чём-то невосполнима.
29 ноября умер предыдущий президент Российской академии наук физик Владимир Евгеньевич Фортов, 30-го — президент Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина (ГМИИ) Ирина Александровна Антонова.
Открытым текстом признаюсь: я хотя по диплому инженер-теплофизик, но знаний не хватило разобраться в работах Фортова по физике высокотемпературных процессов. Зато многие результаты почти столетней жизни Антоновой понятны даже мне, далёкому от любых искусств.
Ирина Александровна работала в ГМИИ с апреля 1945 года. Участвовала в организации работ по реставрации живописных шедевров из галереи сожжённого англосаксонской бомбёжкой Дрездена: сокровища тамошних музеев были заблаговременно укрыты в соседних шахтах, но там сильно пострадали от сырости. В феврале 1961-го стала директором ГМИИ. В июле 2013-го по предложению Министерства культуры перешла на должность президента. Из предложенных министерством кандидатов на пост директора одобрила галеристку Марину Девовну Боскис (по мужу Лошак).
Открытым текстом признаюсь: при всей моей любви к родной Одессе и одесситам не уверен, что Боскис вполне справляется с руководством ГМИИ — слишком уж много в ней постмодернистской веры в то, что всё творческое уже создано и остаётся тасовать кусочки былых достижений.
Антонова же исследовала преемственность и взаимодействие культурных традиций. Например, в 1981-м вместе со столь же великим деятелем — пианистом Святославом Теофиловичем Рихтером — основала фестиваль "Декабрьские вечера", чья музыка гармонирует с сокровищами музея, где её исполняют лучшие музыканты, считающие честью для себя подняться до высот, накопленных веками. Надеюсь, традиция сохранится и после ухода матери-основательницы.