Режиссер Сергей Соловьев: Дождавшийся перемен
С каждым прославленным достаточно долгой работой уходит эпоха. 13 декабря на 78-м году жизни умер сценарист и кинорежиссёр Сергей Александрович Соловьёв.
Он поработал в тридцати двух фильмах. Первый документальный сценарий написал в 1966 году. Последние вышедшие на экран фильмы — короткометражные — снял в 2019-м.
Известнейшая работа Соловьёва — фильм «Асса». В 1987-м он открытым текстом показал немало болезней тогдашнего нашего общества — от организованной преступности до ощущения — особенно молодыми людьми — бесцельности жизни. Вдобавок вывел на экран весьма сомнительные для попов марксистского прихода, исполняемые почти подпольно песни Бориса Борисовича Гребенщикова и Виктора Робертовича Цоя. Песня Цоя «Мы ждём перемен» в финале фильма открытым текстом выразила общее настроение львиной доли советского народа.
Перемен требуют наши сердца.
Перемен требуют наши глаза.
В нашем смехе, и в наших слезах, и в пульсации вен:
«Перемен! Мы ждём перемен!»
Открытым текстом сообщаю: перемены бывают не только к лучшему. Через два года вышел фильм Соловьёва «Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви», ещё через два — «Дом под звёздным небом». Там герои из тех же, по сути, слоёв, что и в «Ассе», но настроение, пожалуй, ещё грустнее: начавшиеся тогда в нашей стране перемены оставляли всё меньше места для надежд на предстоящее счастье.
В «Доме под звёздным небом» события ушли в дичайшую фантазию, ибо автор уже чувствовал, что реальность ещё хуже. Открытым текстом признаю: Сергей Александрович ухитрился предугадать тяжелейшую судьбу на целое поколение вперёд. И сам пострадал. В лихие девяностые участвовал всего в трёх фильмах, причём один — о Тургеневе — не завершён. Потом вновь стал активен.
Но сейчас, когда мы преодолеваем последствия развала России, открытым текстом считаю важнейшей его трилогию о первой подростковой любви: «Сто дней после детства», «Спасатель», «Наследница по прямой». Нам всем ещё предстоит новое взросление. Каждого из нас и всей страны.