Twitter и Facebook, пошли в бан отсюда!
Роскомнадзор (РКН) 4 марта начал блокировать Twitter на территории России.
Днем ранее на территории нашей страны оказался заблокирован Facebook. Причиной этого стало ограничение этой соцсетью доступа к российским СМИ и информационным ресурсам. Как заявили в РКН, с октября 2020 года было зафиксировано 26 случаев подобной дискриминации. В последние дни доступ был ограничен к аккаунтам телеканала «Звезда», агентства РИА Новости, Sputnik, Russia Today, изданий «Лента.ру» и «Газета.ру».
Стоит напомнить, что упомянутые ограничения запрещены Федеральным законом № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».
Сомнительно, что в «Мете» (компании-владельце Facebook) не читали этого закона. Еще более сомнительно, что там не слышали многочисленных предупреждений российской стороны.
Напомню, что конфликт Facebook, Twitter и других социальных сетей с российскими властями длится давно, но особый размах он получил в прошлом году, когда американские соцсети демонстративно отказались удалять запрещенный контент, в частности, призывы к несовершеннолетним выходить на незаконные акции в России. К этому добавлялись отказы локализовать у нас в стране персональные данные российских пользователей и открыть в России собственные представительства. Ну и, конечно, многочисленные случаи незаконных блокировок, удаления контента и т.д (аккаунт РЕН ТВ в Faсebook удален в 2019 году, попытки восстановить его или завести новый - блокируются, прим. ред.).
Прошлой весной Роскомнадзор начал вести активное наступление на уверенных в собственной безнаказанности американцев. Он начал замедлять работу соцсетей, выписывать штрафы. В ответ те, хоть и нехотя, что-то удаляли, но тут же появлялись новые нарушения. Штрафы платились тоже нехотя. Прошлой осенью Федеральная служба судебных приставов начала принудительное взыскание с Facebook штрафов на 26 млн рублей. Всего же с начала 2021 года за неудаление запрещенного контента Facebook был оштрафован на сумму в 70 млн рублей. В конце декабря 2021-го суд впервые назначил Facebook оборотный штраф в 1,9 млрд рублей.
Конфликт предсказуемо обострился с началом российской спецоперации на Украине. Facebook естественным образом стал одной из главных площадок антироссийской пропаганды. Даже, казалось бы, аполитичная соцсеть Instagram оказалась буквально нашпигована проукраинской рекламой. Проблема в том, что от рекламы пользователь отказаться не может, и многие люди, далекие от политиков, использующие соцсеть для выкладывания фоточек с котиками, едой и т.п., были явно раздражены тем, что через каждый второй пост в ленте вылезали призывы к российским солдатам сдаваться, к их матерям — ехать за ними на Украину, а к остальным — выходить на антивоенные акции.
То ли еще творилось в самом Facebook, который ежедневно тратил почти два миллиона долларов на рекламу для российской аудитории. При том, что российским СМИ размещать свою рекламу было попросту запрещено. Двойные стандарты? Нет, уже натуральный фашизм, геббельсовская пропаганда во всей красе.
И, конечно же, резко возросло число блокировок аккаунтов российских СМИ, и не только — под раздачу могла попасть любая организация, даже если ее деятельность никак напрямую не была связана с Украиной. Так в «бан» попала страница нашей делегации по переговорам о безопасности в Вене. Очевидно, в «Мете» не хотели, чтобы Россия имела возможность донести до мировой аудитории свою позицию по одному из ключевых политических дискурсов на планете в тот момент.
В общем, если раньше еще можно было с ними о чем-то вести диалог, то говорить с рупором антироссийской пропаганды в условиях тотальной информационной войны Запада против России было бы уже не просто глупо, а, по сути, предательством.
Вражеский рупор должно было заткнуть решительно и безапелляционно.
Впрочем, Москва дала им последний шанс. 25 февраля Роскомнадзор сообщил, что начал замедлять трафик Facebook в стране за неисполнение требований по разблокировке аккаунтов четырех российских СМИ. Однако соцсеть не только не сняла ограничения и не объяснила их причину, но ответила резким усилением антироссийской пропаганды во всех своих сегментах.
В общем, доигрались. А вы как хотели? Аля гер ком аля гер!
Можете представить себе антисоветскую пропаганду и призывы сдаваться во время Великой Отечественной войны? Представить-то можно, равно как и последствия для тех, кто ее распространяет. А в Facebook и Twitter почему-то уверовали, что у них это получится, причем безнаказанно.
В общем, прощевайте! Не скорбим! Не скрою, даже злорадствуем. Ну, я лично, по крайней мере.
У меня старые счеты к конторе Цукерберга. Очень старые. Я пришел на эту площадку еще в 2011 году, когда она начала набирать популярность, и российская «политота» постепенно перебиралась туда из «Живого Журнала», который после покупки «Рамблером» многие сочли подконтрольным российской власти, а значит несвободным. Наивные. Они тогда не представляли, с чем предстоит столкнуться.
Открытая цензура на Facebook стартовала с началом переворота на Украине в 2013-м. Повально начали банить не только страницы российских СМИ, но и простых пользователей, не поддержавших «Майдан», зато поддержавших присоединение Крыма к России, «Русскую весну» на Юго-Востоке Украины. Разумеется, под каток репрессий попадали все, кто занимал «неправильную» позицию по любому вопросу: от отношения к выборам в США до отношения к ЛГБТ. Для этого у них были созданы специальные фильтры. К примеру, напишешь слово «хохол» — сразу бан. Доходило до смешного, когда банили людей, у которых всего лишь фамилия Хохлов.
Банили даже просто за картинки безо всяких комментариев. Меня как-то забанили за фотографию Мао Цзэдуна (очевидно, сочли это китайской пропагандой). За фотографии Алексея Мозгового, Моторолы, Гиви, Александра Захарченко — это вообще классика, с этим сталкивались почти все. Но самым вопиющим случаем была массовая блокировка постов с фотографией водружения Знамени Победы над Рейхстагом на 9 мая пару лет назад. Банили… потом извинялись… а потом снова банили.
Причем, если сначала блокировка действовала три дня, то потом неделю, потом месяц. «Рецидивисты» типа меня сидели в бане обычно по 5-6 месяцев в году. Спорить было бесполезно — на все запросы отвечал робот. Да и если удавалось достучаться до живого человека, ответ был ожидаем, учитывая, что русскоязычный сегмент Facebook модерируют украинские мигранты в Канаде.
Конечно, можно было давно послать к черту этот ресурс, но он давал хорошую аудиторию, плюс возможность общаться с людьми из-за границы, у которых нет «ВКонтакте», ЖЖ или «Одноклассников».
В 2017-м мой аккаунт был просто удален безо всяких объяснений причин. А в конце 2020-го - второй. Руководство соцсети тогда гордо отчиталось о победе над целой группой «фейковых российских аккаунтов, созданных для распространения дезинформации». Очевидно, я попал под раздачу из-за того, что не одобрял методы ведения избирательной кампании Демпартии США. Тогда вообще всех, кто был против Байдена, банили, даже его соперника — на тот момент действующего президента США Дональда Трампа. Facebook и Twitter тогда окончательно сбросили все маски и развернули колоссальные по масштабу репрессии.
Я больше не делал попыток вернуться. Да и зачем? Чтобы по полгода не иметь возможности высказаться и читать русофобскую рекламу? Жалко только тех денег, которые были вложены в раскрутку пабликов — они были также удалены со всем контентом.
Да, мой Twitter прожил ненамного дольше — он был заблокирован через сколько-то часов после того, как я в нем высказал сомнение в законности блокировки аккаунта Трампа. Ну и на здоровье.
Самое интересное, что аудитория этих двух американских соцсетей в России и так была ниже, чем у отечественных (для сравнения: в прошлом году в Facebook заходило 40% российских пользователей, а в «ВКонтакте» — 78%). В последние годы доля неуклонно снижалась как раз из-за их деградации из хорошей дискуссионной площадки в рупор геббельсовской пропаганды. Молодежь массово покидала Twitter и Facebook. А теперь этот процесс еще больше ускорится. Кто-то, конечно, продолжит заходить обходными путями, но большинство махнет рукой.
И это уже проблемы для Цукерберга, Дорси и Ко. И дело не в потерянных в России деньгах. А в том, что они потеряли возможность дурить российской аудитории мозги. Они готовы были даже штрафы платить, хоть и неохотно. Лишь бы их не лишали инструмента воздействия на массовое сознание в нашей стране. Но работа в России и работа против России в итоге оказались несовместимы.
Год назад «Медуза» писала, что угрозы Роскомнадзора никого особо не испугали, поскольку, во-первых, не факт, что заблокировать «Твиттер» получится с первого раза, во-вторых, существуют VPN и другие способы обойти ограничения.
А теперь вместе с Twitter замолчала и сама «Медуза», «Радио Свобода», русская служба BBC, Deutsche Welle и ряд других вражеских пропагандистских ресурсов.
Надеюсь, навсегда.