Трампофилия у русских в крови
Почему в России вдруг искренне полюбили свежеиспеченного президента Дональда Трампа? У меня есть свой ответ на этот вопрос. Трамп для нас словно румяный аппетитный пирожок, которым угостила соседка-Америка. Пока еще не распробовали, но очень хочется верить, что полезный и вкусный, ведь фантазии всегда слаще реальности.
Конечно, мечты россиян о добром Дяде Сэме можно называть воздушным замком. Но в его фундаменте – реальные факты, память о той поре, когда наши страны были союзниками. Советский Союз и США вместе сражались с фашизмом, победа над нацизмом – самая мощная скрепа.
О ленд-лизе, о том потоке помощи, который приходил в СССР из США, в детстве я узнал не из книжек. На кухне у моей бабушки стояла пустая жестянка из-под американского яичного порошка.
– Откуда у тебя это? – спросил я.
– С войны, – ответила она. – Такие банки раздавали кормящим матерям и больным детям. Сберегла не потому, что банка красивая. Храню, чтобы добро не забыть…
А когда я пошел в школу, бабушка достала из сундука потертую детскую курточку с флагом США на подкладке. Я был не первый, кому довелось ее носить, – словно эстафета, она передавалась в семье с военной поры. То, что в 1944 году куртка попала из США в далекий заснеженный поселок в советском тылу, было рождественским чудом. Упаковывая в канун Нового года ящики с продуктами для СССР, американские рабочие ухитрялись втиснуть туда и подарки: игрушки и одежду своих детей. Я никогда не узнаю, какой мальчишка из США передал свою куртку в Советский Союз. Но я и сейчас чувствую тепло его доброй души.
Помощь из-за океана
Рассекреченные архивные документы только после распада СССР позволили оценить масштаб помощи, полученной нами от США в годы Второй мировой войны.
В Москве есть школьный музей ленд-лиза – в нем хранятся заботливо собранные образцы помощи союзников: от виллиса до пачки американских сигарет "Лаки Страйк". Наверное, и этот внедорожник учтен в общем количестве автомобилей, поставленных в СССР по ленд-лизу, – 477 785 машин. А еще – танки, зенитки, топливо, боеприпасы, кабели, радиостанции, прочее оборудование, одежда и сырье. И самолеты – только от США Красная армия получила их более 18 тысяч!
В нынешнем году мне довелось встретиться с 90-летним Эдисоном Иголкиным, в годы войны он служил на секретной авиатрассе Аляска – Сибирь.
"В советские времена об этом нельзя было рассказывать, – вспоминал Эдисон Анатольевич. – Я подписку о неразглашении давал. Из США и Канады через Тихий океан и Сибирь перегоняли американские самолеты. Замечательные машины были, на истребителе "Аэрокобра" воевал трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин. Мы с ним одно авиационное училище в Перми заканчивали, он еще до войны, а я в 1943-м. Просился на фронт, как отличника меня в распоряжение штаба ВМФ отправили.
Получил там предписание – и оказалась, что моя воинская часть в Казахстане. Я удивился: что морякам вдали от морей, в далекой степи делать? Оказалось, что аэродром Тайнча в Казахстане был базой для поступавшей из-за границы авиационной техники для ВМФ. Здесь военные моряки принимали и осваивали американские и английские самолеты. Можно считать, судьба, ведь имя у меня штатовское – отец в честь изобретателя Эдисона назвал.
На аэродроме передышки бывали только в плохую погоду. График плотный – постоянно взлетали и садились истребители, бомбардировщики, торпедоносцы, самолеты-амфибии. Осваивать эту технику фронтовым летчикам было непросто, приборная доска была непривычной – в футах и милях. Чтобы не путаться в переводе их в метры и километры, на стекле делали метки губной помадой. Официально моя должность называлась – помощник начальника штаба полка, по факту был шифровальщиком. Замены мне не было, держал радиосвязь с Москвой, с другими аэродромами на секретной трассе, с экипажами самолетов".
Воздушный мост
Подсчитано, что маршрут самолетов с американских авиазаводов до советского фронта составлял четырнадцать тысяч километров. Полет с континента на континент на нынешних лайнерах нам кажется вполне комфортным, но в годы войны он был адски трудным. Перегонщики летали на малой высоте, чтобы не терять из виду землю, – над безлюдной тайгой, пустыней, степью. Трасса "Алсиб" размечена не верстовыми столбами – обломками разбившихся на ней самолетов.
Художественный фильм "Перегон" режиссера Александра Рогожкина (он вышел на экраны в 2006 году) стал для многих россиян откровением: многие не знали, что в войну русские и американцы вместе проложили через Аляску и Сибирь воздушную дорогу к Победе, вместе летали, дружили, любили…
Трасса работала с 1942-го по 1945 год – за это время по "Алсибу" из США и Канады было доставлено 7926 боевых самолетов. По этой трассе летали и транспортники, возили золото и прочие ценные грузы. Вице-президент США Генри Уоллес прилетал в Москву по "Алсибу", по этой воздушной дороге в США летали послы Громыко и Литвинов.
"Аэродром Тайнча был базовым для перегонщиков морской авиации, – вспоминает Эдисон Анатольевич. – Штаб полка размещался в поселке Новосухотино. Летом – жара за сорок, зимой – морозы под минус пятьдесят. Полком командовал Герой Советского Союза Федор Радус, потом его сменил полковник Петр Карнаухов. В день Победы по его приказу в Тайнчи прилетел самолет со спиртом, впервые за всю службу по сто грамм всему личному составу дали.
Трасса и после ее закрытия оставалась особо секретной: в СССР роль союзников в победе над фашизмом не принято было выпячивать, вопрос с долгами за технику, поставленную по ленд-лизу, окончательно уладили только при президенте Ельцине.
На фронт в Отечественную мне попасть не пришлось, но судьба повернулась так, что на другой войне пороху понюхал. Служил в Афганистане советником, орден и две медали там за храбрость дали. Но даже тогда, несмотря на то, что власти США афганских моджахедов вооружали, зла на американский народ у меня не было. Мы же во Вторую мировую войну были союзниками, русские добро всегда помнят, это у нас в крови…"
Когда семья Иголкиных в праздники собирается за столом, Эдисон Анатольевич по офицерской традиции поднимет третий тост за погибших товарищей: "При перегоне самолетов по "Алсибу" разбились 114 советских летчиков. Шестеро из них погибли на аэродроме Тайнча. Вечная им всем память!"
…Наверное, 90-летний ветеран прав: любовь к Америке у нас в крови. Наши державы, хоть и считались потенциальными противниками, никогда не объявляли друг другу войну. Поэтому и на Трампа смотрим с надеждой и с добрым сердцем. Это не трампофилия – это наша широкая русская душа. Мы умеем воевать, но хотим не войны, а мира.