Version: 0.1.0

Вытрезвители возвращаются: зло или благо?

Григорий Тельнов
Депутаты Госдумы вернули в нашу жизнь практику принудительной медицинской помощи перебравшим спиртного.

Новый 2021-й год принесет россиянам подарок, который пьяниц вряд ли обрадует: Госдума приняла закон о возвращении вытрезвителей. Он вступит в силу как раз 1 января, и перебравшие спиртного в праздничную ночь граждане могут оказаться клиентами подобного сервиса.

Благотворительным он уж точно не будет: сотрудникам вытрезвителей дали право выставлять счет за услуги. Причем тарифы могут быть разными, местные власти будут варьировать их по своему усмотрению. А также по согласованию с собственниками вытрезвителей – да, да, теперь они могут быть частными.

Шутники уже хохмят в социальных сетях на этот счёт: мол, звёздами помечать надо такие заведения как отели. Остряки предлагают пустующие из-за пандемии гостиницы быстренько перепрофилировать в вытрезвители.

А если серьезно, то можно похвалить депутатов Госдумы за новый закон: пользы от вытрезвителей в советские времена было больше, чем вреда.

Трезвость с дореволюционным стажем

Родились вытрезвители не в СССР, а ещё при царе. Полиции ещё тогда было предписано подбирать в холодную пору пьяных на улицах, чтобы насмерть не замёрзли. Дореволюционный историк Иван Прыжов в своей книге «История кабаков в России» приводит такую статистику: «В Москве, по отчёту обер-полицмейстера, за 1842 год взято за пьянство мужчин – 6405, а женщин 1319».

Вспомним, что и Левшу, героя одноимённой повести Николая Лескова, мертвецки пьяного подобрала полиция, потом городовой отвёз его в больницу.

Сейчас в России у служителей закона примерно такой же алгоритм действий: патруль, подобрав пьяного, должен доставить его в приёмный покой медицинского учреждения или передать экипажу вызванной машины скорой помощи. А в больницах в разгар пандемии и без алкашей забот хватает.

Между тем без квалифицированной медицинской помощи людей в сильной степени опьянения на улице оставлять нельзя. Авторы законопроекта о вытрезвителях приводят страшную цифру: от последствий алкогольного опьянения в России ежегодно умирают более 50 тысяч граждан, из них около десяти тысяч – от переохлаждения.

Кстати, первый специализированный медицинский вытрезвитель, открывшийся в России в 1902 году, был частной инициативой врача Фёдора Сергеевича Архангельского. Он назвал его «Приютом для опьяневших». Действовало такое учреждение в Туле при поддержке и финансировании местных властей, потом почин туляков подхватили в столице и других городах.

Пьяный пласт нашей культуры

Первая мировая война привнесла сухой закон – пьянство, конечно, не закончилось, но вытрезвители исчезли. Вернулись они уже в советской России – сначала в Ленинграде в 1931 году, затем появились всюду. Сначала они относились к наркомату здравоохранения, в 1940-м их перевели в НКВД.

Силовое ведомство внесло в деятельность «приютов для опьяневших» карательные меры – услуги вытрезвления обходились клиентам дорого: штраф за пьянство, лишение премий на работе, права на льготную путёвку в санаторий, снятие с очереди на квартиру. Случалось, конечно, что нечистые на руку сотрудники медвытрезвителей избивали и обирали клиентов, но в целом законность персонал старался соблюдать.

Вытрезвители стали целым пластом фольклора. Вот типичный анекдот той советской поры:

«Звонок в вытрезвитель:
– К вам Вася Пупкин не поступал?
– В списках такого нет.
(Злорадно) – Не ждите, и не поступит. Я сегодня дома бухаю!»

Песня Владимира Высоцкого «Милицейский протокол» тоже затрагивает тему вытрезвителя. В кино «трезвяки» тоже вплетались в сюжеты фильмов. Известный эпизод из комедии «Осенний марафон», где главный герой выручает друга-иностранца из вытрезвителя, стал классикой.

Впрочем, скандинавов советские «трезвяки» не особо удивляли. В Швеции, например, вытрезвители успешно действуют до сих пор и закрывать их власти не собираются. А на протесты недовольных граждан отвечают примерно так: «Нас холодный климат заботиться о пьяницах обязывает, с морозом не поспоришь!»

Попытку изжить пьянство и избавиться от вытрезвителей в СССР предприняли во время антиалкогольной кампании в восьмидесятые годы. Первыми тогда полностью закрыли медвытрезвители власти Ульяновска, с помпой, торжественно, телевизионный репортаж про это показали по Центральному телевидению. Правда, через несколько лет на родине Ленина их вновь открыли, нужда заставила.

В XXI веке ликвидировал вытрезвители Дмитрий Медведев в свою бытность президентом России. В 2010-м он подписал соответствующий указ.

I'll be back

Вытрезвители, словно Терминатора из знаменитого голливудского боевика, истребить не удалось. I'll be back (я вернусь) – эти слова вполне годятся как девиз для подобных учреждений.

Вскоре после того указа Дмитрия Медведева закрытые вытрезвители потихоньку стали возвращать в некоторых регионах – как специализированные медучреждения вне системы МВД. Во время проведения Чемпионата мира по футболу вытрезвители узаконили и в Московской области. Когда подобные учреждения появились в двадцати субъектах РФ, пришла пора регламентировать их деятельность на федеральном уровне.

Возвращение «трезвяков», как надеются депутаты, позволит снизить число преступлений: они подсчитали, что после ликвидации вытрезвителей число правонарушений, совершённых в нетрезвом виде, увеличилось на треть. К тому же пьяные граждане тоже частенько становятся жертвами хулиганов и воришек.

Будет ли эффективен новый закон о вытрезвителях, покажет время. Необходимость в подобных учреждениях, увы, никогда не исчезала. Всеобщая трезвость, к сожалению, остаётся мечтой, которой вряд ли суждено сбыться.