Польское "национальное" восстание под руководством Англии
22 января исполнилось 160 лет со дня Польского ("Январского") восстания 1863–1864 годов. В Польше в честь этой годовщины провели официальные памятные мероприятия. Польский президент Анджей Дуда издал специальное послание, в котором заявил, что "Январское" восстание было самым крупным "национально-освободительным" выступлением против Российской империи.
В ответ губернатор Калининградской области Антон Алиханов инициировал установку памятника российскому государственному деятелю Михаилу Николаевичу Муравьеву. Этот генерал, также известный под неофициальным именем Муравьев-Виленский, отвечал за подавление Польского восстания на территории Литвы и Белоруссии. В связи с этим многие СМИ прокомментировали инициативу следующим образом: "Губернатор Калининградской области заявил о необходимости поставить памятник усмирителю польского мятежа 1863 года".
Но такие комментарии дискредитируют имя Михаила Муравьева. Ведь главные его заслуги были в другом.
Этот государственный деятель являлся выходцем из древнего русского дворянского рода, который подарил России многих выдающихся личностей. В частности, старший брат Михаила Муравьева Николай Николаевич Муравьев-Карсский прославился как выдающийся военачальник периода Крымский войны 1853–1856 годов, взявший считавшуюся неприступной турецкую крепость Карс.
Сам Михаил Муравьев в 16-летнем возрасте стал героем Бородинского сражения 1812 года, в котором получил тяжелое ранение. Чудом выжив, он с тех пор хромал и ходил с тростью.
В дальнейшем герой Бородина занимал административные должности, возглавляя гражданские администрации на территории современной Белоруссии и Центральной России.
Пиком же его карьеры стал пост министра государственных имуществ, который он занимал в 1857–1862 годах. В этот период Михаилу Муравьеву пришлось отвечать за реализацию реформы по отмене крепостного строя в Российской империи. За это он снискал себе в либеральных кругах… ярлык "консерватора и крепостника". Оценка правительства заключалась в том, что его вместо благодарности отправили в отставку. Правивший тогда император Александр II находился под влиянием младшего брата, великого князя Константина Николаевича. Последний позиционировал себя "либералом" и считал "консерватора" Михаила Муравьева своим политическим противником. Вследствие его интриг Михаил Муравьев попал в опалу и, казалось бы, навсегда должен был сохранить негативное отношению к правящей династии. Однако, когда возникла угроза целостности государства, генерал переступил через личную обиду.
В январе 1863 года в западных губерниях Российской империи вспыхнуло польское восстание. Его возникновение было связано с политикой Англии. Лондон стремился преодолеть рецессию, вызванную экономическим кризисом 1857–1859 годов, путем развязывания общеевропейской войны.
Речь шла о том, чтобы спровоцировать восстание на российской территории и втянуть в поддержку восставших Францию, Австрийскую империю и ряд других европейских стран. После этого оставалось спровоцировать между ними войну и способствовать втягиванию в нее максимального количества стран.
Само восстание больше было похоже на иностранную интервенцию. Формальным лидером восставших ("диктатором") стал французский подданный Людвик Мерославский. Непосредственное управление повстанческими отрядами осуществляли 300 выходцев из разных стран, прошедших обучение в специальной военной школе в итальянской Генуе. Одной из ударных сил повстанцев выступил итальянский "Легион Гарибадьди" во главе с итальянским же генералом Франческо Нулло. Костяк других формирований составляли британские, французские и венгерские "добровольцы".
Главной целью восставших было отделение от Российской империи современных территорий Польши, Литвы, Белоруссии и Украины.
Часть российской элиты во главе с великим князем Константином Николаевичем заняла "примиренческую" позицию, выступая за "диалог" с повстанцами
В мае 1863 года Михаил Муравьев был назначен Виленским, Гродненским и Минским генерал-губернатором, а также главным начальником Витебской и Могилевской губерний. Фактически под его начало перешла вся территория современных Литвы и Белоруссии.
Здесь польской шляхте принадлежало до 3/4 всех сельскохозяйственных угодий. Поляки практически полностью формировали местные администрации. Поэтому Муравьев видел главную опору власти в литовском и русским (белорусском) крестьянстве, составлявшем большинство населения региона.
Новый губернатор инициировал аграрную реформу, которая привела к перераспределению части земельной собственности в пользу крестьянства. При его правлении наделы белорусских и литовских крестьян в среднем увеличились на 1/4, а подати на них снизились на 64,5%.
Параллельно Муравьев издал целый ряд нормативных актов, расширивших гражданские права крестьянства и гарантировавших защиту крестьянского самоуправления. Он юридически уравнял права всех крестьян с помещиками и учредил институт мировых посредников, в функции которых входила защита крестьянских прав.
Кроме того, губернатор принял меры по развитию начальной школы, а также русскоязычной культуры. Только за первое полугодие своего правления он открыл 389 народных училищ, в которых дети крестьян могли учиться за счет государства. Ранее элитарная начальная школа фактически стала общедоступной.
Наконец, Муравьев осуществил реформу органов управления. Большинство должностей в местных администрациях было закреплено за литовским и русским (белорусским) населением.
Все эти меры не только позволили сохранить Литву и Белоруссию в составе российского государства. Они привели к поражению Польского восстания и сохранению Российской империи. Кроме того, политика Муравьева способствовала формированию национального самосознания у местного населения. Реформы губернатора повлияли на развитие не только русской, но и белорусской и литовской культуры.
Достаточно упомянуть о том, что по распоряжению Муравьева русский филолог и фольклорист Петр Бессонов занялся изданием памятников белорусской культуры и заложил основы научного белорусоведения. Белорусские классики Янка Купала и Якуб Колас получили образование в учебных заведениях, открытых в ходе реформы Муравьева.
Эти и другие деяния генерала сделали его историческую персону личностью, объединяющей Россию и Белоруссию, символом российско-белорусского единства. И то, что на сегодняшний день на территории Союзного государства его имя никак не увековечено, является исторической несправедливостью. Пришло время эту несправедливость устранить.