Американцы решили «дать» России ещё шесть лет «спокойной жизни»
В канун Нового года эксперты Университета военно-воздушных сил (ВВС) США опубликовали доклад, из которого следует, что в Вашингтоне больше не верят в возможность дестабилизации России в 2024 году. Сразу заметим, что эксперты ВВС готовят аналитические материалы не только для своего руководства, но и главы Пентагона. Из их доклада видно, что планы по дестабилизации России смещены на 2030 год.
Эта заявка претендует на своеобразную сенсацию. Ведь до сих пор практически все прогнозы американских аналитиков исходили из ожидаемой смены российского руководства в 2024 году.
В связи с этим интересно заглянуть, что всех нас ждёт в 2022 году.
Россия
Перспективы России корректно рассматривать в контексте всего политического цикла 2020-2030 гг. Судя по всему, она, даже при условии деструктивной политики Запада, останется островком стабильности на протяжении всего этого периода. И это - открыто признают эксперты ВВС США (см. здесь и здесь) - является настоящей проблемой для Вашингтона.
Ведь в политическом цикле 2020-2030 гг. Россия не будет стоять на месте. Она продолжит наращивать промышленный и технологический потенциал, балансируя между Западом и Азией. Обширные природные богатства позволят ей делать это, а экономический рост станет страховкой от серьёзных социальных волнений.
Сохранение госконтроля над частью экономики даст возможность модернизировать армию, космическую отрасль, выстроить современную систему национальной обороны. Благодаря этому Москва сможет расширить влияние на постсоветском пространстве, окончательно закрепив за собой статус великой державы.
Поэтому Западу остаётся рассчитывать на те дисбалансы, которые сохранятся внутри нашей страны. Одним из таких дисбалансов является социальная направленность государства при наличии либеральной модели экономики. Даже при значительном экономическом росте, возможности для отчисления существенных средств на реализацию крупных проектов в таких условиях будут ограничены.
Это, помимо прочего, не позволит нашей стране претендовать на глобальное лидерство. Но нужно ли подобное лидерство России? Однажды подобные претензии уже подорвали отечественную (советскую) экономику.
Европа
С приходом в Белый дом демократов и провозглашением политики возврата Америки к старым союзникам, европейцы ожидали, что Вашингтон восстановит трансатлантические связи. Однако недавний инцидент с созданием блока AUKUS подорвал эти надежды.
В условиях неопределённости во внешней политике США, европейские лидеры традиционно занимают позицию флюгера – куда подует ветер. Правда, в будущем могут возникнуть нюансы.
Англия. Отсутствие чёткой стратегии во внешней политике США позволит Лондону проводить более самостоятельную политику. Ближайшим конкурентом для британцев является ЕС, и у них есть шанс ещё больше ослабить позиции Евросоюза. Прежде всего, речь идёт об отказе от погашения долгов и возврата европейского золота. Ещё одним инструментом ослабления ЕС является его подрыв изнутри с помощью так называемых «младоевропейцев» - поляков, прибалтов и др. Кроме того, Лондон может выступить главным проводником антироссийской политики, в частности, в провоцировании раскола между Россией и ЕС.
Германия и Франция. У Берлина и Парижа есть хороший шанс перейти к более независимой внешней политике. Федеративная республика имеет для этого мощную промышленную и технологическую базу, а также доступ к энергоресурсам других стран. У Пятой республики также есть собственная промышленная и технологическая база. Кроме того, Париж обладает ядерным оружием, что подпитывает его внешнеполитические амбиции. Правда, у Франции есть «ахиллесова пята»: на протяжении нескольких десятилетий французская экономика черпала сырьё из Западной Африки и Мадагаскара. В последнее же время французские позиции в этом регионе потеснены Штатами, Англией, Китаем, Индией. Тем не менее и эта проблема разрешима.
Вопрос только в наличии политической воли у Парижа и Берлина. В ином случае их ждут не только экономические, но и социальные проблемы. Ведь в законодательстве этих стран закреплено существование «социального государства». В условиях, когда Вашингтон и Брюссель будут сдерживать экономической рост Германии и Франции, безвольность германских и французских лидеров может обернуться для их стран большой бедой. Неизбежны социальные потрясения, которые дополнят проблемы, вызванные непрекращающейся пандемией COVID-19. И тогда возникшими трудностями может воспользоваться та же Англия.
США
В будущем году усугубится конфликт между старым и новым поколениями внутри американской элиты. На сегодняшний день верхушка правящей Демократической партии представлена поколением, чьё мировосприятие сформировано в 1960-1980-е годы. Эти люди «выросли» в условиях роста могущества США. Они убеждены, что Штаты могут сохранить мировое лидерство за счёт военной мощи и силы доллара. Их антагонистами является поколение, чьё мировосприятие сформировалось в 1990-2010-е годы. Эти люди прекрасно понимают, что стремление сохранить статус «мирового жандарма» надрывает экономику США. Поэтому делают ставку на воздействие на элиты тех государств, которые находятся в сфере их интересов.
Пока в правящем классе США не произойдёт смена поколений, Штаты будет «трясти». Обычно выяснение отношений между различными группами внутри американской элиты происходит во время выборов. Ближайшие выборы в США – в ноябре 2022 года. Американские избиратели выберут новый состав Палаты представителей, а также 1/3 Сената. Эти выборы важны тем, что нижняя палата Конгресса формирует бюджет, а верхняя – определяет внешнюю политику. Итоги голосования, скорее всего, и покажут расстановку сил между внутриэлитными группами.
Однако возможен и более пессимистичный сценарий. В ходе выборов одна или обе стороны могут выступить против подтверждения результатов голосования. В итоге новый Конгресс не будет сформирован в срок, а конфликт поколений получит новый импульс. Возникнет конституционный кризис, который рискует продлиться до президентских выборов 2024 года. В таком случае Штаты вплоть до 2025 года окажутся неспособными выработать новую внешнеполитическую стратегию и продолжат действовать по старым методичкам. Это открывает «окно возможностей» для России и Китая.
Добавим, что ещё одной «ахиллесовой пятой» США является неспособность выработать эффективные меры борьбы с COVID-19. При таком подходе сомнительно, что в 2022 году пандемия будет остановлена.
Африка
В 2021 году в полном объёме начала функционировать Африканская континентальная зона свободной торговли AfCFTA. В состав AfCFTA вошли 54 из 55 стран Африки (кроме Эритреи). Возник новый рынок численностью более чем 1,27 млрд человек. По численности стран-членов это крупнейшее интеграционное объединение в мире. И оно вдвойне привлекательно тем, что обладает огромными запасами полезных ископаемых, а также имеет выгодное географическое положение. Здесь пролегают торговые маршруты в треугольнике Европа-Азия-Южная Америка.
Именно поэтому стоит ожидать настоящую «войну» за новый рынок между Штатами, Китаем, Индией, Англией, Евросоюзом.
«Плюсом» для их проникновения в Африку является её этническая разнородность, политическая нестабильность, отсутствие чётких государственных границ. Те границы, которые можно увидеть на карте, чаще всего, являются условными. Местные племена мигрируют из одного региона в другой, не замечая их присутствия.
«Минусом» является низкая договороспособность африканских правителей. Африканские лидеры, как правило, не выполняют собственные обязательства. И это создаёт огромные риски для тех, кто работает в Африке.
В то же время тот, кто решит данную проблему, сможет не только установить контроль над крупнейшим рынком мира. Он сможет контролировать весь Мировой рынок.
Азия
Ближний Восток. В этом регионе, именуемом «мировой кладовой углеводородов», пересеклись геополитические интересы ведущих стран мира - особенно в Восточном Средиземноморье. Именно на этот регион приходится львиная часть конфликтов, возникающих на Земле. И на это есть две причины.
Первая причина – это чёрное золото, служащее важнейшим источником энергии. Поскольку нефть составляет основу экономики западных стран, Запад делает и будет делать всё возможное для сохранения контроля над Ближним Востоком.
Вторая причина – отсутствие национального и религиозного единства. Формально главенствующая религия на Ближнем Востоке – ислам. Большинство составляют арабы, у которых общие этнические корни. Фактически же племенные интересы стоят выше как общенациональных, так и религиозных. В этих условиях установление мира на Ближнем Востоке является тяжёлой задачей, препятствием для решения которой служат межплеменные противоречия. Причём эти противоречия нередко вступают в конфликт с интересами собственной страны. Так, для тех же курдов племенные интересы намного важнее интересов стран проживания.
На сегодняшний день курды создали свои независимые анклавы на севере Ирака и Сирии. И это представляет серьёзную угрозу для Анкары, т.к. служит побудительным мотивом для турецких курдов добиваться автономии. Поэтому Эрдоган неизбежно будет стараться закрепиться в Сирии и Ираке. И в этом вопросе у него есть ситуативный союзник в лице США.
Одна деталь: для Штатов на Ближнем Востоке важно, прежде всего, удержать под контролем Саудовскую Аравию. И это сужает границы «партнёрства» с Анкарой. Желание Эрдогана расширить своё влияние в Сирии и Ираке побуждает его к противостоянию с Россией и Ираном. Наличие российских баз вблизи Суэцкого канала также не выгодно США, но в данном вопросе Штаты никогда не полезут в драку. Они будут действовать руками Эрдогана и, если увидят, что он проигрывает, с лёгкостью его бросят.
Самый оптимистичный сценарий заключается в том, что лидеры стран Ближнего Востока осознают необходимость прекращения войн, сосредоточатся на взаимном сотрудничестве и выработают единый курс. Но подобный сценарий в ближайшей перспективе слишком невероятный.
Китай. Новый политический цикл предвещает глобальное состязание Китая и Штатов. В этом состязании главным активом Пекина станет экономическая мощь. Согласно оптимистичным прогнозам, в 2022 году номинальный ВВП КНР достигнет $20,8 трлн, что сопоставимо с нынешним показателем у США ($20,9 трлн). При этом решающее значение для рывка может сыграть интеграция Тайваня (номинальный ВВП $0,7 трлн). Самое смешное, что экономику острова создали американские инвесторы. Создали фактически с нуля, погнавшись за возможностью извлечь прибыль из эксплуатации дешёвой рабочей силы. В условиях отсутствия чёткой стратегии американской политики, у Пекина возникает прекрасный шанс приступить к решению тайваньской проблемы. Соответственно, за счёт интеграции Тайваня стать мировым экономическим лидером.
Ещё одной точкой роста китайской экономики является сближение с Москвой. Для Китая Россия является неиссякаемым источником ресурсов. Дополнительным фактором, благоприятствующим КНР, является успешное противостояние пандемии. Благодаря этому китайская экономика демонстрирует рост, тогда как в большинстве стран мира наблюдается рецессия.
Индия. В противостоянии сверхдержав Дели традиционно предпочитает роль стороннего наблюдателя. При этом возможен альянс Индии с арабскими государствами Персидского залива, вплоть до создания таможенного союза и зоны свободной торговли. Причиной возникновения подобного, ранее казавшегося невозможным, объединения - стремление обеспечить себя долгосрочными поставками энергетических ресурсов.
Наконец, ещё одним фактором, который будет определять мировую политику, станет массовая гонка гиперзвуковых вооружений. Её старт прогнозируется в 2022 году. Судя по приоритетам финансирования, именно на гиперзвуковые и космические технологии рассчитывают ведущие геополитические игроки. Тот, кто станет лидером в этой гонке, сможет обеспечить себе безопасное будущее.