О банкире и султане
Оскорбительная риторика вошла в моду у руководителей некоторых стран задолго до вульгарного выпада Джо Байдена в адрес президента России. Но это не означает, что с подобным необходимо мириться.
МИД Турции вызвал посла Италии на ковёр. Анкару возмутило то, что премьер Италии во время пресс-конференции назвал Реджепа Эрдогана диктатором. Марио Драги — не первый, и уж конечно, не станет последним из лидеров Евросоюза, кто допускает откровенно враждебные замечания в адрес современной Турции в целом и Эрдогана в частности.
Брезгливое отношение Брюсселя сквозит в каждом классическом заявлении в духе «мы вас терпеть не можем, но вынуждены сотрудничать». Анкару публично отчитывают за несоблюдение прав человека и позицию по Северному Кипру. А чего стоит унизительное топтание у порога Евросоюза, куда такую крупную экономику как Турция не готовы принять, даже лишившись Британии в результате Брекзита?
Словом, Запад не жалует Турцию и некоторое время назад дал понять, что не станет поддерживать её в спорах с Россией, как это было принято лет 8-9 назад. Насолить Москве, конечно, хочется, но для этого имеются и другие инструменты, а в Эрдогане стратегического партнера не видят, да и за равного не считают, не стараясь этого скрывать.
Для лидера Турции это означает, что больше не получится лавировать между Россией и Западом, играя на противоречиях между ними и зарабатывая на этом. Впрочем, Эрдоган наверняка знал, что рано или поздно этот момент наступит. И сам исподволь его приближал. Вспомнить хотя бы недавний случай с Урсулой фон дер Ляйен, которой на переговорах даже не предложили стул.
Кто знает: согласись Турция на все условия Брюсселя (включая смягчение позиции по курдскому вопросу), может, двери Евросоюза и открылись бы. Но подобная капитуляция пошла бы вразрез с амбициями и планами Эрдогана. До мирового господства, разумеется, далеко, но память о величии Османской империи определенно не даёт покоя Реджепу Тайипу. Это выражается в запредельной активности Турции в регионе.
За последние 10-15 лет страна напрямую или косвенно поучаствовала чуть ли не в каждом крупном региональном конфликте. Схлестнулась с крупнейшими игроками, включая Россию, Иран и ОАЭ. Оттяпала часть Сирии под молчаливое согласие мирового сообщества. И это в эпоху, когда воссоединение России с Крымом по результатам референдума называют беспрецедентным нарушением принципа нерушимости границ.
К слову, и в ситуации с Крымом Турция вставила свои пять копеек, занимая весьма конфликтную позицию. За четыре последних года Анкара провела в Сирии три военных операции и, уж поверьте, ими не ограничится. В нужный момент обязательно найдется повод, и под предлогом борьбы с курдскими «террористами» или недобитыми бойцами «Ан-Нусры» (запрещенная в РФ террористическая организация) турецкие войска продолжат вгрызаться вглубь Алеппо.
В Сирии Турция вербует наёмников и отправляет их в Ливию. В том числе, как утверждает портал Ahval, и несовершеннолетних. То, что Анкара продолжила поставлять в страну боевиков и вооружение даже после вступления в силу запрета, санкционированного Совбезом ООН, давно секрет Полишинеля. Не обошлось без Турции в Карабахском конфликте. Своему стратегическому союзнику Азербайджану предоставили живую силу, советников и главное – боевые беспилотники.
Турецкие дроны уже в зоне боевых действий в Донбассе. Знаменитый американский политолог Фрэнсис Фукуяма считает именно новейшие БПЛА фактором, благодаря которому Турция утвердилась в статусе одного из главных региональных игроков. Автор «Конца истории», похоже, пересмотрел свои взгляды относительно окончательного торжества Запада. Как минимум в плане боевых дронов, по его мнению, Турция обошла США.
Впрочем, как утверждает Фукуяма, не только США, но и Китай, и Россию. При этом Россию растущая активность Анкары как будто не сильно беспокоит. Остаётся предположить, что Москву нынешнее руководство Турции устраивает. Иначе в своё время президент Путин не протянул бы руку помощи балансировавшему на грани пропасти, едва не свергнутому Эрдогану (глупо было бы предполагать, что помимо сострадания глава России не руководствовался прагматическими соображениями).
Видимо, амбициозный и заносчивый Эрдоган представляется лучшей альтернативой хаосу, который мог бы возникнуть в регионе при ослаблении власти в Турции. В последний раз подобной ситуацией попытались воспользоваться ставленники США, совершив попытку госпереворота. А что бывает, когда Вашингтон приходит на Ближний Восток, лучше меня расскажут в Ираке и Афганистане.