Топ-5 советских фильмов разных республик
В этом, как и прошлом, году я ходил на кинопоказы Михаила Трофименкова, Марины Кронидовой в Дом кино, где на большом экране крутили великие, но не очень популярные советские фильмы 50–70-х годов. Почему-то именно про эти фильмы я хотел бы вспомнить под занавес года.
Поверьте, мы имеем под боком огромный сундук с сокровищами – его десятилетиями наполняли очень талантливые и пассионарные люди, которые создавали чудеса не из-за денег, а из-за любви к искусству, человеку и собственной стране.
Да, так было! Совсем недавно! Одно-два поколения назад умели делать шедевры – пачками и стопками. Но мы всё равно предпочитаем рыться в помойных баках в поисках чего-то новенького.
Я составил вам на каникулы топ-5 из старенького. Но это старенькое как никогда актуально.
Чтобы было совсем интересно, все пять фильмов сняты в разных советских республиках. Сейчас в это трудно поверить, но узбеки делали шикарные фильмы, киргизы снимали невероятные истории любви, а азербайджанцы – саморазоблачительное кино.
«Сорок первый»
Киностудия «Мосфильм», 1956-й. Режиссер: Григорий Чухрай.
Действие происходит в годы Гражданской войны. По белым среднеазиатским пескам движется отряд красноармейцев. У красивой девушки-стрелка за плечами сорок убитых белогвардейцев. Будет ли побит рекорд с помощью пленного поручика? А если они останутся наедине? А если влюбятся друг в друга? А если он попытается сбежать?
Фильм имел успех на Каннском кинофестивале. Про такие говорят: классика. «Сорок первый» – это тот фильм, про который вздыхают: «Таких больше не снимают». Когда смотришь нечто подобное, понимаешь, что отечественное кино не стало хуже, оно просто закончилось.
«Допрос»
Киностудия «Азербайджанфильм», 1979-й. Режиссеры: Рустам Ибрагимбеков, Расим Оджагов.
Играет, как ни странно, привезенная из Москвы звезда Александр Калягин, который за этот фильм получил Государственную премию СССР.
Калягин блистательно играет следователя – ведет дело начальника подпольного галантерейного цеха. Тому светит смертная казнь за хищение государственных средств, но он отказывается сдавать высокопоставленных лиц.
Коррупционный триллер про тонущую в грязи республику, в которой все-таки нашелся один отчаянный, честный и крепкий человек. Такой фильм мог быть снят в Сицилии с лучшими итальянскими актерами того времени, но он был снят у нас – тонкий, чувственный и напряженный. И это поразительно.
«Эхо любви»
Киностудия «Киргизфильм», 1974-й. Режиссер: Болотбек Шамшиев. По рассказу Чингиза Айтматова.
В горах у гиропоста находят потерявшего сознание человека. Добрая девушка Асия выхаживает загадочного парня, и они, конечно же, влюбляются друг в друга. Но есть один нюанс – страшная тайна, из-за которой, собственно, он и оказался в этих горах.
Камерная драматическая история у горной реки Байдамтал про любовь, ответственность и доверие. Смотришь, как играют, живут, любят и страдают киргизы, и понимаешь, что французы в свои лучшие киногоды до таких тонкостей и глубин не доставали.
«Я все помню, Ричард»
Рижская киностудия, 1966-й. Режиссер: Роланд Калныньш.
Фильм показывает три советских периода Латвии: довоенный, фронт и мирную жизнь середины 1960-х годов через призму трех друзей – Яниса, Зигиса и Ричарда.
Совершенно пронзительная и страшная история, которая для многих актуальна и сейчас, а уж про страну Латвию он рассказал примерно все. А как же стильно снято!
«Никто не хотел умирать»
Литовская киностудия, 1965-й. Режиссер: Витаутас Жалакявичюс.
По сюжету 1947 год. Один за другим убиты четыре председателя сельсовета. Литовские леса кишат вооруженными бандами. Четверо братьев объединяются, чтобы отомстить за отца и наконец-то расправиться с главарем банды, который без конца штурмует их родную деревню.
Фильм можно дербанить на гениальные цитаты. Отрывки из этого фильма нужно каждый день крутить по украинскому телевидению. Боевик, триллер, детектив, драма – всё в одном флаконе. Неудивительно, что Егор Летов в свое время так им вдохновился, что даже записал одноименную песню.
Пять фильмов – пять вселенных. А таких вселенных были сотни.