Version: 0.1.0

Красота и уродство Оксимирона

Ричард Семашков
За весь день не прочитал ни одного ругательного отзыва на альбом Оксимирона.

Помню, когда в 2006 году вышел альбом Аквариума «Беспечный русский бродяга», я, 15-летний фанат БГ, послушал первую песню «Афанасий Никитин Буги (Хождение за три моря – 2)» и засел в Интернет, чтобы произвести декодинг. Не хватало образования, чтобы понять, что он имеет в виду, когда упоминает улан-баторский порт, Лагерфельда, Ямамото, «Ком де Гарсон», Моне, Тируванантапурам, урду, Большой Барьерный риф, суахили и т.д.

Обложку для долгожданного альбома Оксимирона нарисовал БГ, считаю это символичным. У ребят гораздо больше общего, чем может показаться на первый взгляд.

Ориентированность на Запад – не копирование, а заимствование; скрупулёзное погружение в мировую музыку (пусть и в разных жанрах); умение чувствовать, куда дует ветер; нарциссизм; песни, собранные на панчах и тонких отсылках; песни с налётом диссидентства; оба не раз обыгрывали коллег по цеху, становясь главными в своих жанрах; оба умеют своё творчество монетизировать.

Спустя шесть лет Оксимирон вернулся в так называемую рэп-игру с настоящим рэп-альбомом.

Не с искусственной концептуальной либертарианской заумью (за которую буржуазия и богема зацеловала почти до смерти), а с рифмами, панчами, сторителлингом, агрессивной читкой и со сложными, остроумными и интересными текстами.

«Красота и уродство» – это что-то вроде второй части «Вечного жида» (его дебютного альбома), только на этот раз более взрослая (если рэпчик вообще может быть взрослым) и масштабная.

Он вернулся с тем, за что его когда-то полюбили подростки и вручили ему корону.

Корона оказалась тяжелой – тщеславие и собственная хитро*** сыграли с рэпером злую шутку: он загнался, замолчал, начал ныть и жалеть себя, хотя сам когда-то читал: «Так что к чёрту жалеть себя, меньше никчёмных рефлексий и больше рефлексов. Когда ставится чёткая цель, то пустые скитания становятся квестом».

Но на то он и вечный жид, чтобы всё это в очередной раз использовать себе в плюс: и депрессию, и собственное эго, и антирежимные шуточки, и интеллектуальный багаж.

Теперь новые подростки будут сидеть в Интернете и гуглить, как я когда-то БГ (у Мирона мне как раз всё более-менее понятно), что он имел в виду, когда упомянул Дугина, машаллу, Гинзбурга, ГКЧП, Фому Киняева, Геннадия Айги, полковника Квачкова и ещё очень-очень многих и многое.

И всё это, конечно, очень прикольно, поскольку последние несколько лет рэпчик стал настолько деградантским, будто все отечественные чарты обслуживали детей с задержкой умственного развития.

А тут вдруг пришёл рэп-преподаватель по истории и филологии и заставил ребят вылезти из "Тиктока" и дебильных ютуб-влогов и сидеть ночами на сайте genius.com.

Хотели настоящего рэпа – нате! Извините, что так много слов и отсылок – я не виноват, что вы все отупели со своей автотюновой и второсортной лажей.

Сегодня (извините, фанаты «Аквариума») «Беспечный русский бродяга» звучит так.

Искусный, бодрый, злой, ироничный, умный, но при этом композиционно выверенный, с драмой, с трагикой, с понтами конструктор из слов.

Кстати, музыка на альбоме сделана именно как подложка к читке. Это и не музыка вовсе – это тупо биты – качёвые, фирмовые, граймовые биты.

В этом нет панка и надрывности, как у Летова. Нет мрачноватой красоты и мелодичности, как у молодого Бутусова. Нет глубины и жара в ладонях, как у Башлачева. Зато есть много фишек, отсылок и интересных закорючек, как у БГ.

И да, это интереснее слушать, чем 90% того, что выходит последние годы.

И ещё.

Прочитал тут у Антона Долина: «Слушая нового Оксимирона (ещё не дослушал), спросил самого себя: его сначала успеют хоть как-то робко похвалить, а потом уже начнут ***ить? Или ***ить начнут сразу, прям вот поутру после ночного дропа? И ответил: конечно, сразу ***ить! Не ошибся. Уважуха».

За целый день я не прочитал ни одного ругательного отзыва на альбом Оксимирона (это и неудивительно), но прогрессивная общественность очень захочет во второй раз уличного музыканта забрать к себе, мол, посмотрите, как он там пару панчей в сторону нашего режима кинул.

Ну да, кинул – смешные, кстати. Но он вам там и пару приветов ироничных передал. Не надо делать вид, что вы там всё в альбоме поняли и раскусили. Это русский рэп-альбом, где вы больше половины приколов никогда не поймёте в силу того, что не разбираетесь в уличной субкультуре.

Альбом этот рекламирует главный российский банк. Билборды висят по всей стране. Не надо из Оксимирона делать андеграундного протестанта. Оксимирон явно гордится тем, что живёт в имперском Питере, в сложной и грубоватой стране с крутой литературой и левыми героями. Просто он достаточно хитрый, чтобы не говорить об этом в лоб.