«Купе номер 6»: как финны сняли о русских точнее, чем сами русские
Юрий Борисов по версии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России стал актером 2021 года. В кинотеатрах все еще идет финский фильм с ним в одной из главных ролей – «Купе № 6». Более того, фильм продолжает везде номинироваться.
Шел на него я со скепсисом. Всё-таки кино снималось в России и в некоторой степени оно о России, кроме того, фильм успел получить Гран-при Каннского кинофестиваля, а также попал в шорт-лист «Оскара» и претендует на «Золотой глобус» – а мы знаем, каким фильмам про Россию обычно дают на Западе призы.
Начало, собственно, оправдало негативные предположения. С девушкой-лесбиянкой из Финляндии довольно холодно общаются в Москве, а затем, когда она садится в поезд Москва – Мурманск (чтобы на Русском Севере увидеть петроглифы), её сразу же встречает злая и неприятная проводница (ещё и в исполнении Юлии Ауг), а в купе она селится к пьяному русскому гопнику (Юра Борисов), который с ходу начинает орать про то, что русские победили фашизм и слетали на Луну (у нас же в купейных вагонах обычно сразу с этого стартуют), но затем потихоньку стереотипы сходят на нет.
Череда дорожных приключений раскрывает истинную сущность простых русских людей.
Оказывается, быдло-гопник надёжный, даже больше – преданный, добрый и внимательный человек, светлое лицо которого хочется рисовать ночью.
Оказывается, что единственный человек, который захочет её ограбить на российских дорогах, это не русский алкаш и грубиян (эти, наоборот, водки в дорогу дадут), а её соотечественник.
Оказывается, чтобы мрачная проводница стала хорошим и понятливым человеком, ей просто надо сказать «пожалуйста».
Оказывается, Русский Север не суровый и неприветливый, а гостеприимный (пусть и по-своему) и неподражаемый.
Оказывается, среди простых русских работяг находиться приятнее и надёжнее, чем среди московской богемы.
Оказывается, чтобы тонкой и образованной финской девушке осознать своё одиночество и тоску по человеческим отношениям, нужно нырнуть вглубь России.
Почему я пишу «оказывается»?
Да потому что все эти, казалось бы, простые истины, которые понятны любому нормальному человеку (даже финну (шутка)), абсолютно непонятны режиссёрам и создателям нашего отечественного фестивального кино.
У них почему-то русский от водки отказаться не может; сопереживать лицам нетрадиционной сексуальной ориентации не умеет; прийти к красивому (не ванильному или пошлому), органичному и тонкому финалу отказывается; да что там – русский вообще любить не в состоянии.
А тут приходит на русские экраны Юхо Куосманен с романом Росы Ликсом и снимает, как русский шахтёр боксирует на перроне со снежками, и получается это лучше, чем у ребят, которые выросли в этой стране и вроде как должны получше понимать нашего брата.
Такая вот ирония.
Помню, наткнулся на документальный фильм нидерландского режиссёра Алёны ван дер Хорст, снятый в 2008 году. Посмотрел – понравилось, но, помню, сильно удивился, почему в российскую провинцию приезжают из самой Голландии и снимают про нашего гениального поэта. Точнее, почему этим не занимаются русские документалисты? Фильм тот по многим кинофестивалям поездил: в Великобритании, Канаде, Польше, Нидерландах – то есть он не только мне понравился. Хотя, с другой стороны, у нас про поэтов иногда такую чушь наснимают, что лучше и правда совсем не браться.
Может, «Купе номер 6» не знаковое и отнюдь не шедевральное кино, однако оно является ярким и красивым примером того, что простых, грубоватых русских людей можно показывать с любовью, не выпячивая наружу только их негативные качества.
Как пел Александр Башлачёв:
Долго ждём. Все ходили грязные,
Оттого сделались похожие,
А под дождём оказались разные.
Большинство — честные, хорошие.
Эй, режиссёры, слышите? Большинство – честные, хорошие!