Порвать связи: Финляндия продолжает портить отношения с РФ, закрыв КПП
На этой неделе финские власти закрыли почти все пункты пропуска на границе с Россией. Формальный повод – увеличившийся поток нелегальных беженцев. Однако в реальности этот шаг ударил и по нашим, и по финским гражданам, живущим и работающим на две страны. Подробности – в материале корреспондента "Известий" Романа Ишмухаметова.
Самый северный, самый труднодоступный, а теперь и единственный погранпереход между Россий и Финляндией – КПП "Лотта" – находится за полярным кругом.
"Он работает без выходных, но в течение всего четырех часов в день. В самые лучшие годы границу здесь пересекали несколько десятков человек в неделю", – рассказывает корреспондент.
Дорога сюда долгая, сложная. Из Мурманска – около пяти часов.
"До госграницы буквально несколько десятков метров. Вот сейчас мы увидели, как подъехал автомобиль, высадил троих, судя по всему, иностранцев. Они пересаживаются на велосипеды и едут в сторону границы", – говорит журналист.
Арман – инженер-бакалавр. Учился в Курске, но теперь родители, которые живут в Йемене, не могут оплачивать его образование.
"У нас война. Родители не могли даже себе помочь. Решили поехать в Финляндию", – рассказывает гражданин Йемена Айман Ахамдани.
Благодаря мягкому миграционному законодательству Суоми десятки иностранцев на этой неделе пытались пересечь границу. Сюда добирались на такси, а дальше пересаживались на велосипеды, потому что погранпункты автомобильные и переходить их пешком нельзя. Кадры от 23 ноября, когда в Мурманской области еще работал КПП "Салла", – таксисты стояли у границы и ждали, вдруг их клиентов финская сторона не примет. Цена велосипеда – 500 евро, трансфера до границы – десятки тысяч рублей. Это самый минимум, и всего за одного пассажира. К полярным морозам – а на Кольском полуострове уже ниже 20 – многие явно оказались не готовы. И горстку этих людей финны признали угрозой нацбезопасности. Под этим предлогом с 18 ноября Финляндия закрыла четыре погранперехода в Ленобласти, а неделю спустя – еще три в Карелии и Мурманской области. Сейчас работает только один, бывший все время глубоко периферийным, получивший статус "международного" лишь в 1989 году, – сейчас этот погранпереход в центре общего внимания.
Несколько лет назад, когда в Финляндию из Швеции хлынул 30-тысячный поток иракских и афганских беженцев, никто не стал отгораживаться от западного соседа. Примерно каждый десятый житель 5-миллионной Финляндии – мигрант. Но львиная доля добралась до Суоми не через нас, а через Европу.
"С момента, как Финляндия вступила в НАТО, делает все по указке Вашингтона. Все глупости Финляндия стала делать сама, а потом обвинила Москву в этих глупостях", – говорит финский журналист Кости Хейсканен.
Восточные города Финляндии стали призраками – пустые витрины закрытых гипермаркетов, брошенные склады. Во многом инфраструктура развивалась благодаря русским туристам, которых теперь нет. Во время пандемии восточная Финляндия теряла по 1 миллиону евро в день, и вот теперь власти решили еще и разорвать последние связи.
Александр живет в Финляндии 14 лет – работает то на стройке, то на лесопилке. Мало того, что сейчас в Суоми работы нет, так и с семьей не повидаться – путь увеличился на тысячу километров.
"Раньше я ездил где-то раз в месяц где-то на неделю. А сейчас вот не знаю, наверное, раз в полгода", – рассказал Александр Зайцев.
Сегодня в России живут около 25 тысяч финнов, почти 60 тысяч русскоязычных – в Суоми. И вот теперь все они, по сути, разлучены.
"Родители в Петербурге, сами живем в Хельсинки 20 лет. Ну как? Так-то ездили с проблемами. А теперь вообще, получается, никак?!" – возмущен житель Финляндии Андрей.
И все из-за якобы нескольких десятков человек на границе. Хотя Россия не допустила никаких беспорядков – мигрантов кормили и поили. 200 человек отправились в Петербург, а еще 55 – перевезены в Лотту, где они перешли границу и попросили убежища в Финляндии.
Закрытие погранпереходов еще один удар по отношениям между нашими странами. Вот уже и Норвегия готова закрыть КПП "Стурскуг". С Латвией было четыре перехода, осталось – два. С Эстонией и Литвой в общей сложности – семь. Ну, а КПП с Польшей не пропускают русских уже больше года.
"Сейчас поляки говорят, что надо построить новую стену против России от Польши до Северной Финляндии", – говорит финский политолог Йохан Бекман.
В ущерб своим интересам наши соседи, кажется, готовы построить самую настоящую стену. Те, кто так рукоплескал падению железного занавеса, сегодня двумя руками голосуют за конфронтацию и вражду.