Чья дамба: в РФ насчитали несколько сотен бесхозных гидросооружений
По оценкам МЧС, сейчас в России насчитывается несколько сотен бесхозных гидросооружений, в том числе и дамб, которые должны защищать населенные пункты от наводнений. В итоге многие из них ожидаемо находятся в полуразрушенном состоянии.
Корреспондент "Известий" Иван Литомин провел собственное расследование и выяснил, где и по чьей вине выражение "на волоске от смерти" приобрело буквальное значение.
Отрезаны от цивилизации
Большая вода топит дома и участки, отрезает от цивилизации города и поселки, лишает надежды на спасение. Новые паводки – старые проблемы. И в Сибири, и на Урале, и в Центральной России люди бегут от воды, а чиновники – от неудобных вопросов.
Пригород Аткарска, Саратовская область. На то, как набирает силы река с живописным названием Медведица, местные жители наблюдают с тревогой.
"Вот мы уже заранее вытащили все из погреба. Она мне звонит, говорит: "В погребе уже вода", – поделился один из местных жителей.
А это – Секирино в Рязанской области. Дорогу затопило, и сразу два поселка оказались отрезанными от большой земли. Глава поселения жителям почему-то не верит.
"Ну, такого быть не может. Вот сейчас уже есть задумка, чтобы наши разговоры записывались. И будем привлекать к клевете", – заявила глава администрации Побединского городского поселения Елена Филина.
Подготовка к паводкам – обязанность местных властей, на балансе которых обычно и находятся дамбы и насыпи. При этом федеральный бюджет только в этом году выделил на их содержание больше полутора миллиардов рублей.
В ожидании беды
Самарская область, Ташелка. В течение нескольких суток местные со страхом ждали, что дамба не выдержит и огромный поток не оставит от поселка камня на камне.
"Откачивали воду, все-таки отстояли. Ну а на следующий год разве будут это делать?"
Нина Кирбитова живет в Ташелке с девяностых годов. Ее участок тонет каждую весну.
"Вода стояла два года подряд. В цокольном этаже все разорвало, всю электрику, все затопило буквально", – вспоминает женщина.
Дамбу в Ташелке построили почти 30 лет назад, и на такое половодье она рассчитана не была. Сейчас потрепанному сооружению требуется ремонт. Найти бы, кто этим займется.
"Юридически этой бетонной конструкции здесь нет. Дорога есть, земельный участок – тоже. А вот этой дамбы ни на картах, ни по документам не существует. И все последние несколько лет администрация пытается найти хозяина этого бетонного сооружения, чтобы его реконструировать, увеличить пропускную способность и спасти население от паводков. Но и хозяина здесь тоже нет", – объяснил корреспондент.
Основная задача – увеличить пропускную способность дамбы. Но глава Ташелки Алексей Бабич говорит, что в селе на это денег нет. А в районной администрации, похоже, и вовсе проблему пытаются не замечать. И даже обвиняют самих пострадавших.
"Строиться и вводить потом, получать разрешение по суду в зоне подтопления и потом жаловаться, что нас топит – это тоже нужно иметь совесть", – заявил замглавы Ставропольского района Самарской области Олег Ивахин.
А дамбу и вовсе пытаются как бы спихнуть на баланс областной администрации.
"Сам земельный участок находится в собственности Самарской области, о чем мы им и пишем в минимущества", – добавил чиновник.
Бесхозных гидросооружений на конец 2023 года по всей стране насчитали больше двух тысяч. И почти везде ситуация идентична: денег на реконструкцию нужно немало, а потому и обслуживать дамбы и насыпи желающих нет.
Денег нет. Плывите
В Новописцово Ивановской области вода с каждым весенним половодьем поднимается все выше и уже угрожает мосту.
"Река разливается. Когда снег тает, река разливается и может подтопить этот мост. Там жители, в этом районе, в поселке жители. Мы боимся. Мы останемся там на долгое время!" – возмущается Марина Лобанова, жительница поселка.
Глава Новописцово Георгий Гвоздев говорит, что дамбу не потянет мизерный поселковый бюджет.
"Пополняемости бюджета никакой нет. Поэтому содержать это гидротехническое сооружение мы не в состоянии", – заявил он.
Кто будет отвечать?
И подобные поиски хозяина гидротехнических сооружений могут длиться годами. От этой насыпной дамбы на Кубани местные власти отказались через суд.
Уровень реки Протока весной достиг вот этих отметок. Еще чуть-чуть, и вода могла затопить соседние дома. Но предъявлять претензии некому – формально дамба теперь бесхозная.
"Безусловно, нужно обеспечить качественный надзор за состоянием этих гидротехнических средств, готовности их к ответам на вызовы "большой воды". Нужно комплекс мер разрабатывать, исходя из вызовов изменения климата", – считает председатель Общественного совета при Росгидромете Вадим Петров.
Противопаводковые мероприятия в этом году обошлись стране в три с половиной миллиарда рублей, но серьезных последствий избежать все равно не получилось. Орск, Оренбург, Омск, Тюмень, Томск – тысячи людей остались без жилья и имущества.
И всего этого удалось бы избежать, если бы чиновники на местах не пытались уходить от неудобных вопросов и переложить ответственность друг на друга и неожиданно пришедшую весну.