Version: 0.1.0

Последний пленный Второй мировой: 56 лет венгерского солдата в России

Почему после возвращения Андраша Тома домой едва не грянул международный скандал?

Бывший солдат венгерской армии Андраш Тома вошел в историю как последний военнопленный Второй мировой войны, вернувшийся на родину. Дома Андраш оказался только в 2000 году. До этого момента члены семьи и власти собственной страны считали его погибшим. Где пленник провел полвека? И как ему удалось вернуться в Венгрию? Об этом рассказывает программа «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Человек в инвалидном кресле

11 августа 2000 года десятки журналистов, военные дипломаты и родственники встретили в международном аэропорту Будапешта неприметного пожилого мужчину. Его возвращение в Венгрию стало сенсацией. Человеком в инвалидном кресле был Андраш Тома.

«Его биография служит иллюстрацией того, что любая война - это трагедия, последствия которой десятилетиями отражаются на истории социума и на жизни отдельных людей», - говорит доцент департамента политологии Финансового университета Анна Сучилина.

Юный доброволец

Андраш вступил в ряды регулярной армии в 1943 году. Его отправили на Восточный фронт, где шли самые кровопролитные бои в истории человечества. Глядя на бесчинства однополчан, 17-летний солдат изменил свое отношение к войне. Он мечтал только об одном - как можно скорее вернуться домой.

«Во Второй мировой Венгрия воевала на стороне нацистской Германии. В Советском Союзе мадьяров считали хуже немцев, имея в виду жестокость венгерских солдат», - уточняет Анна Сучилина.

От Кракова до Ленинграда

Вернуться домой Тома не успел. Летом 1944 года советские войска перешли к заключительной стадии Белорусской наступательной операции - освобождению Польши. Для венгерского добровольца война закончилась под Краковом.

«В 1944 году Тома Андраш попал в плен и после этого содержался в лагере на территории Ленинградской области», - рассказывает Анна Сучилина.

В мае 1945-го был подписан так называемый план по репатриации военнопленных, интернированных и гражданских лиц. В первую очередь домой отправляли больных, инвалидов и нетрудоспособных. Тома был вполне здоров, поэтому находился в лагере до января 1947-го.

«Перед репатриацией военнопленные были отправлены в госпиталь для лечения и последующей отправки на родину», - делится доцент.

Психиатрическая больница

По мнению ряда историков, во время пересылки у Андраша случился нервный срыв. Многие пленные не выдерживали русских морозов и умирали в пути, что и повлияло на психику венгра. Он перестал общаться, отвечать на вопросы конвоиров и выглядел потерянным. В госпитале врачи осмотрели странного пациента, после чего отправили в психиатрическую больницу города Котельнича Кировской области.

«Здесь обратили внимание на неадекватное поведение одного из пленных, который не спал, мало ел, говорил о себе в третьем лице и выдвигал нелепые теории. В отличие от других военнопленных Тома Андраш остался в лечебнице», - комментирует Анна Сучилина.

Новое имя

Из документов у Андраша был только клочок бумаги, на котором врач госпиталя написал сопроводительное письмо коллегам из психиатрической больницы. Первая запись в истории болезни повествовала об остром приступе шизофрении.

«О нем, по большому счету, забыли. Тома остался в Котельничской больнице на 53 года. Этот факт во многом обусловлен проблемой идентификации личности», - отмечает эксперт.

Врачи надеялись исцелить пациента, чтобы отправить его домой, но лечение затянулось на долгие годы. Историю болезни пополняли записи об агрессивном поведении и регулярном отказе от лекарств. Учить русский Андраш не хотел. Более того, у мужчины не было документов, и врачи записали его фамилию на слух. Так на свет появился Томаш Андрианович Андриаш.

«В результате у него появилось новое имя, а семья считала его умершим. На этом была выстроена целая документальная база. Человек якобы пропал без вести», - говорит историк Станислав Рузанов.

Молчание Венгрии

После развала Советского Союза главным врачом психиатрической клиники назначили Юрия Петухова. Он знал о происхождении Андраша Тома и даже пытался связаться с венгерскими властями, но заграничные чиновники предпочитали не замечать проблему военнопленного.

«Венгрия шла в Европу и очень не хотела вспоминать о том, что была союзницей Гитлера. А тут получалось лишнее напоминание. Судьба всей страны ударила по одному несчастному человеку», - сетует Станислав Рузанов.

Возвращение домой

Переломный момент в судьбе Андраша наступил, когда главврач познакомился с новым директором детской колонии Котельнича Карлом Моравчиком. Он долгое время жил в Венгрии и отлично знал венгерский язык. Моравчик смог расположить к себе бывшего военнопленного и уговорил сняться для телевизионного репортажа.

«Материалы российских СМИ стали перепечатывать в Венгрии, вызвав ажиотаж. Нашлось около 80 семей, которые признали в нем потерянного родственника», - утверждает Анна Сучилина.

Для установления родственных связей эксперты провели генетическую экспертизу. Годы в лечебнице и преклонный возраст сделали свое дело. Тома уже не мог вспомнить родственников, с трудом изъяснялся даже на венгерском и путался во времени. С помощью теста ДНК личность пациента смогли идентифицировать. Андраша отправили в Венгрию и отдали на попечение сводной сестре.

Несостоявшийся скандал

По словам главврача Котельничской больницы, возвращение последнего пленного Второй мировой могло привести к международному скандалу. Юрий Петухов утверждал, что сначала венгерские специалисты подвергли сомнению поставленный в СССР диагноз. Несколько месяцев Андраша обследовали специалисты Института психиатрии. Диагноз советских медиков подтвердился. Примечательно, что все время, проведенное в плену и клинике, Андраш официально оставался военнослужащим, поэтому ему начислили жалование и даже повысили до старшего сержанта. Через четыре года после возвращения на родину он скончался.

О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным!