Version: 1.0.2

Подвиг Девятаева: как летчик устроил побег с "острова смерти" Узедом

Побег из концлагеря стал известен всему миру. Сегодня о нем рассказал сын Героя Советского Союза Александр Девятаев.

В Оренбурге открыли памятник легендарному советскому летчику Михаилу Девятаеву, совершившему побег из нацистского концлагеря на угнанном самолете. Монумент появился там неслучайно – именно в этом городе Девятаев окончил военное летное училище. На церемонии открытия памятника присутствовал сын героя – Александр Девятаев. Он предоставил скульптору фотографии своего отца в молодости, по которым мастер и изваял бюст прославленного летчика. Как Михаил Девятаев оказался на территории острова, где нацисты разрабатывали новейшее оружие – баллистические ракеты? Почему узника, приговоренного к расстрелу за попытку побега, оставили в живых? Об этом сын Девятаева Александр рассказал в программе "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Сын героя

Александр Девятаев – младший сын легендарного летчика Михаила Девятаева. Профессор и доктор медицинских наук вспоминает, что в детстве слыл задирой и доставлял немало хлопот родителям и учителям.

"Так уж получилось, что первые четыре года я был таким, мягко говоря, хулиганом в школе. Помню, что меня вызывали, ставили перед классом, перед звеном, перед советом дружины, перед директором и говорили: "Ты сын героя. Ты что делаешь?" В конце концов меня заставили учиться", – делится Александр.

Четыре года назад Александр Девятаев вышел на пенсию, проработав 42 года в казанском медицинском институте, и сейчас по крупицам собирает в архивах России и Германии документальные свидетельства о знаменитом подвиге своего отца.

Первое спасение

Летчика Михаила Девятаева призвали на фронт в первый день войны – 22 июня 1941 года. Он воевал на Западном, Юго-Западном, Центральном, Степном и Втором Украинском фронтах. Причем пилот мог погибнуть во время первого же вылета, но чудом дотянул до аэродрома и посадил самолет, который изрешетили пули. За несколько месяцев Девятаев совершил 180 боевых вылетов и сбил девять гитлеровских машин.

"Причем он несколько раз был ранен – один раз очень тяжело и даже потерял сознание, но сумел добраться до того места, откуда вылетел. После этого ранения, как мы знаем, он был исключен из боевой авиации", – рассказал кандидат исторических наук Борис Якеменко.

Ранение оказалось серьезным, поэтому несколько лет Девятаев провел в санитарной авиации. Только в мае 1944 года после встречи с Александром Покрышкиным снова стал летчиком-истребителем. Дважды Герой Советского Союза лично рекомендовал Девятаева для службы в новом авиационном полку. Но 13 июля его самолет сбили.

"Был сбит на "Аэрокобре" – это довольно качественный и известный самолет в то время. Девятаев выбросился с парашютом, но когда выскочил, ударился об обтекатель самолета и потерял сознание. Очнулся уже в немецком концентрационном лагере для военнопленных", – говорит историк.

Девятаев не успел поменять документы и попал в плен не как истребитель авиадивизии Покрышкина, а как летчик санавиации. Поэтому особого интереса к сбитому пилоту гитлеровцы не проявили.

Попытка сбежать

После допроса в Варшаве Девятаева и еще десятерых пленных летчиков перевели в спецлагерь. 

"Причем допрашивали крайне вежливо, без применения специальных средств. А потом уже лагерь Лодзи, это в Польше. Там был сначала такой лагерь, где разрешали ходить в форме, какая у кого была, с орденами. Отец ходил с двумя орденами. Им оказали помощь, потому что у отца была выбита одна нога и он сильно был обожжен. Но смысл был один – заманить в эсэсовскую армию", – поведал сын Девятаева.

Но когда нацисты поняли, что склонить летчика к сотрудничеству не удастся, отношение к пленнику резко изменилось. Через месяц Девятаев вместе с еще несколькими узниками попытался сбежать: они сделали подкоп под колючей проволокой и собирались уйти к партизанам.

"При этом само по себе это трудно представить, потому что они рыли тем, что у них было. А у них, кроме ложек, ничего не было, только потом они потихонечку какие-то железки нашли", – отметил Александр Девятаев.

Но побег сорвался – кто-то рассказал лагерной администрации о планах арестантов. Немцы обнаружили секретный лаз, и беглецов сурово наказали.

"Посадили в отдельные камеры, испытывая жарой и не давая воды. Наверное, признается отец, он просто не выдержал бы этого, но кто-то ночью, он предполагает, что это был охранник, ставил ему кусок хлеба и банку с водой. Вот это его спасло. А так вообще воды не давали пить все десять дней", – рассказал сын летчика.

После пыток и допросов пленников приговорили к казни и отправили в лагерь смерти Заксенхаузен. Но там Девятаеву посчастливилось познакомиться с человеком, который спас ему жизнь. По словам Александра Девятаева, это был парикмахер, который снял бирку с убитого и отдал ее отцу. Так он стал Степаном Никитенко с Украины. Под этим именем Девятаев и попал в лагерь на острове Узедом. Если бы немцы знали, что их пленный – летчик, то ни за что не взяли бы его в аэродромную команду на секретную базу. В Узедоме нацисты разрабатывали первые в мире баллистические ракеты дальнего действия.  

Дерзкий угон бомбардировщика

На аэродроме базы Пенемюнде Девятаев присмотрелся к новому бомбардировщику Heinkel He 111, который часто и подолгу стоял с включенными для прогрева двигателями. Но проблема заключалась в том, что ни Девятаев, ни другие узники, которые решились с ним на побег, не умели управлять этим новым самолетом.

"Девятаев всю свою жизнь пролетал на истребителях одномоторных, это совершенно другой класс самолета. Безусловно, общие принципы такие же. Но это все равно, что если вы ездите на легковушке, а вам дадут, например, БелАЗом порулить", – объяснил ведущий научный сотрудник Центра германских исследований Института Европы РАН Александр Камкин.

По словам сына Девятаева, за попытку побега в Узедоме наказывали так: на пойманного узника натравливали собак, а то, что оставалось от тела несчастного, прибивали к воротам лагеря в назидание другим. Тем не менее 8 февраля 1945-го года побег начался.

Якеменко рассказал, что пленные убили охранника заточкой, взяли его винтовку, взломали замок, откинули колпак и сели в самолет. Выяснилось, что штурвал поставлен на режим посадки, а у Девятаева не хватает сил, чтобы толкнуть его. На тот момент летчик весил около 40 килограммов, его постоянно избивали и издевались. Самолет смог взлететь только после того, как трое узников вместе толкнули штурвал.

Поднятые по тревоге немецкие истребители не смогли перехватить угнанный бомбардировщик. К тому же Девятаев применил известную военную хитрость – направил самолет против солнца, чтобы зенитные установки не могли подбить его с земли. Беглецы успешно долетели до Польши, которую уже освободила Красная армия. Но там по "Хейнкелю" открыла огонь зенитная артиллерия, и самолет загорелся. Девятаеву удалось сбить пламя, резко сбросив машину вниз. Он посадил бомбардировщик на поляне возле деревни Голлин, шасси не выдержало и надломилось, но все уцелели.

Возвращение на родину

Момент возвращения Девятаев всегда вспоминал со слезами на глазах.

"На немецком самолете прилетели с концлагеря. Мы стали выпрыгивать все. Как советский воин, увидев, что с фашистского самолета выпрыгивают люди в каких-то полосатых тюремных формах, они бегут к нам, а мы бросаемся в объятия советских войск", – говорит Михаил Девятаев на архивных кадрах 2002 года.

Как и большинство из тех, кто возвращался из немецкого плена, беглецов отправили в фильтрационные лагеря. Там летчик пробыл полгода, а затем в дело вмешался Сергей Королев. Он освободил Девятаева и получил от него сведения о разработках, которые нацисты вели в Узедоме.

Девятаев дал точные координаты стартовых установок Фау-2, а также информацию о секретной базе Пенемюнде. Это обеспечило успех воздушной атаки на полигон "Узедом". Уже на следующий день после его побега советские войска двинулись в сторону острова, а 14 апреля 45-го Узедом был захвачен.

По словам Александра Девятаева, его отец вернулся в Казань в декабре 1945 года. В августе 46-го у него родился первый сын – Алексей, в 51 году – Александр, а в 57-м – дочка Нэлли.

"Интересно то, что Нэлли родилась за три недели до опубликования указа о присвоении отцу звания Героя Советского Союза, поэтому он называл ее всегда "моя звездочка", – вспоминает Александр.

После войны Девятаев перешел работать в речной флот. Бывшему военнопленному было трудно найти работу, поэтому сначала он устроился грузчиком, потом выучился на капитана-механика. Товарищи по плену, которых Девятаев вывез из Узедома, часто приезжали к нему в гости в Казань. 

Михаил Девятаев скончался в 2002 году в возрасте 85 лет. Его похоронили на Арском кладбище в Казани.

В истории легендарного летчика до сих пор есть белые пятна. Часть документов по Девятаеву действительно все еще засекречена. Родственники уверены, что, если с них снимут гриф секретности, мир узнает немало тайн о невероятном побеге летчика из немецкого плена. 

О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным!