Александр III в железной клетке: за что заточили памятник в Петербурге
В самом центре Петербурга с 1909 по 1937 год стоял памятник, который будоражил подданных Российской империи и граждан новоиспеченной Советской Республики. Власти даже в открытую называли его пугалом. Что на самом деле символизировал монумент? Чем он так не угодил общественности? И за что памятник посадили в клетку и хотели отправить в ссылку? Об этом рассказали эксперты программы "Неизвестная история" с ведущим Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.
Макет памятника Александру III
В 1907 году в центре Санкт-Петербурга на Знаменской площади, сегодня это площадь Восстания, появилась странная конструкция. Несколько дней ее поворачивали в разные стороны. Публика, глядя на все это, придумала короткий стишок:
Стоит комод,
На комоде бегемот.
"Какое-то было абсолютно непонятное и ужасное сооружение в виде большого пьедестала-кирпича, на котором находилось изображение какого-то животного. Это походило на слона, бегемота, непонятно на что. И все это было сделано в дереве", – отметил историк, председатель Александровского исторического общества Дмитрий Матлин.
На самом деле это был первый макет памятника Александру III. Авторам нужно было понять, куда будет смотреть император и как на него будет падать солнечный свет. Шел седьмой год с начала создания памятника.
Изначально, чтобы решить, как будет выглядеть сам монумент, проводили конкурс. Скульптор Паоло Трубецкой предложил свой вариант. По его задумке, самодержец должен был просто сидеть. Николай II, сын Александра III, отверг и этот, и другие варианты, а конкурс отменили.
"Такой забавный момент – прошло больше ста лет, а именно эту первую, как считается неудачную, модель Паоло Трубецкого воплотили в жизнь сейчас Петербурге в Гатчине. Огромный сидящий человек – это первая работа Паоло Трубецкого", – сказал Дмитрий Матлин.
Воплощенная скульптура Трубецкого
Кстати, в гений скульптора Трубецкого верила Мария Федоровна, вдовствующая императрица. В итоге его и выбрали в качестве автора. Августейшая решила, что будет конный монумент, как у Петра I.
Выделили 1,5 миллиона рублей и создали специальный контролирующий комитет. В него вошли граф Толстой, руководители Императорской академии художеств, Николай II и его брат – великий князь Владимир Александрович. Каждый время от времени вмешивался в работу Трубецкого.
"Надо сказать, что уже к 1906–1907 годам отношения между автором памятника Паоло Трубецким и комитетом по сооружению этого памятника дошли до такой критической точки, что скульптор, подобно Фальконе при Екатерине II, взял и уехал из России. Он с ними ругался каждый день", – отметил Дмитрий Матлин.
Только в 1909 году памятник представили общественности. На постаменте начертали: "Императору Александру III, державному основателю Великого Сибирского пути".
За что памятник хотели сослать в Сибирь?
Грузная фигура бронзового самодержца будто давила на коня, который, к слову сказать, символизировал всю Россию. Этот образ тут же откликнулся в части общества, где царило революционное настроение.
Монумент стали критиковать, и настолько сильно, что Николай II чуть не поддался настроениям и не сослал памятник своему отцу в Сибирь, а именно – в Иркутск.
"Вдовствующая императрица Мария Федоровна настояла на том, чтобы памятник не трогали, а оставили его в центре Петербурга. Она выступала с тем, что уж очень похож он был на ее покойного мужа. Ее мнение уважали, и в итоге с ним смирились", – отметил историк, культуролог Павел Юрасов.
25 февраля 1917 года произошли события, в честь которых Знаменскую площадь позже переименовали в площадь Восстания. На постамент императора бесцеремонно карабкались революционеры и произносили пламенные речи.
А возле памятника пролилась первая кровь. Полицейский пробрался через толпу митингующих и вырвал у кого-то красное знамя, за что и был убит. Это стало сигналом к бунту. А уже после Октябрьской революции памятники царям и их слугам начали сносить.
"Ленин подписал один из самых, наверное, ужасных указов о памятниках республики. Его можно сравнить только с декретом "О красном терроре". Указ ставил вне закона практически всю монументальную работу Российской империи за триста лет. Чудом не был уничтожен Медный всадник, памятник Николаю I, а погибли все памятники Александру II – это десятки тысяч разных монументов", – сказал Дмитрий Матлин.
Почему памятник поместили в железную клетку?
С Александром III у Владимира Ильича были личные счеты. Его родного брата повесили за покушение на императора. Сам памятник оставили на месте, но решили всенародно высмеять и выбили на нем стихотворение Демьяна Бедного. Надпись на памятнике Александру III в Ленинграде:
Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я познал удел посмертного бесславья.
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.
В честь десятилетия Октябрьской революции памятник поместили в железную клетку. Рядом поставили винтовую башню, огромное колесо и две мачты с надписью "СССР", символами новой страны – серпом и молотом. А к 1937 году памятник императору решили переплавить.
"Было принято решение о прокладке трамвайных путей через площадь. И соответственно, памятник, который стоял по центру, мешал этим проектам. Его решили демонтировать и даже утилизировать", – отметил Павел Юрасов.
Спасли Александра III сотрудники Русского музея, вступились, аккуратно используя правильную терминологию – это карикатура на царизм, ее обязательно нужно сохранить для истории. В итоге новой пропиской памятника стал Михайловский сад.
"Его бросили левой стороной. И он лежал таким боком до 1941 года, пока не началась война. Когда его так уронили, пропало несколько достаточно существенных деталей с этого монумента. Прежде всего исчезли поводья коня, была деформирована шашка, и с нее отлетел георгиевский темляк", – сказал Дмитрий Матлин.
Судьба памятника Александру III во времена СССР
В годы войны скульптуру пытались закопать, чтобы укрыть от бомбежки. Но монумент был слишком большим, поэтому его засыпали песком, землей и высадили сверху овес. После войны памятник Александру III извлекли из импровизированной могилы и перенесли во внутренний двор Русского музея.
В 1952 году от постамента, который хранили отдельно от скульптуры, отрезали треть и превратили в основание памятника Римскому-Корсакову, чтобы материал зря не пропадал.
При Хрущеве из оставшихся частей нарезали постаменты для бюстов героев Советского Союза в московском парке Победы. При Брежневе сам монумент спрятали от случайных глаз посетителей Русского музея, заколотили фанерой и досками.
Реабилитировали памятник Александру III только в 90-е. Его перевезли ко входу в Мраморный дворец. Любопытно, что установили монумент ровно на то место, где раньше гордо стоял броневик Ленина.
Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.