"Северный полюс — 1": почему папанинцам понадобилась срочная эвакуация
В состав первой советской дрейфующей полярной станции "Северный полюс - 1" под руководством Ивана Папанина входили метеоролог и геофизик Евгений Федоров, радист Эрнст Кренкель и гидробиолог Петр Ширшов. Пятым членом команды стал пес по кличке Веселый. За время дрейфа экипаж должен был собрать данные в области атмосферных явлений, метеорологии, геофизики, гидробиологии Арктического бассейна, которые позволили бы сделать навигацию по Северному морскому пути регулярной. Почему через девять месяцев дрейфа папанинцы запросили у Москвы срочную эвакуацию со станции? И как проходила операция по спасению четверки полярников? Об этом рассказывает программа "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.
"Это был вызов"
249 часов 25 минут - именно столько продлилась экспедиция Федора Конюхова на Северный полюс. Минувшим летом путешественник отправился в одиночный дрейф на льдине площадью 15 квадратных километров. Конюхов жил в просторной палатке, проводил научные исследования и рисовал арктические пейзажи. По окончании экспедиции его эвакуировали со льдины ледоколом.
Если Конюхов прожил на льдине 10 дней, то полярники первой в истории дрейфующей станции провели среди арктических льдов девять месяцев. Экспедиция "Северный полюс - 1" под руководством Ивана Папанина стартовала 21 мая 1937 года. В тот день советский самолет АНТ-6 доставил на льдину четверых полярников, оборудование и пса по кличке Веселый. Собаку взяли, чтобы она предупреждала о приближении к станции белых медведей.
"Лагерь был продуман и тщательно организован заранее, включая вопросы обогрева, питания, перемещения", - подчеркнул кандидат исторических наук, директор Центра изучения исторической памяти МПГУ Сергей Засорин.
Полярников снабдили приборами для научных исследований, ветряком для выработки электроэнергии и радиостанцией. Специально для экспедиции разработали утепленную палатку площадью два с половиной на четыре метра. Между брезентовыми стенками проложили два слоя гагачьего пуха, пол был надувной, а в качестве дополнительного утеплителя использовали оленьи шкуры. В этом тесном помещении папанинцы умудрились организовать не только спальные места, но и походную лабораторию.
"Девять месяцев в ситуации, когда невозможно было по-настоящему согреться, почувствовать себя в комфортной обстановке; когда надо было растапливать воду с того же самого ледника, кусочками которого они пользовались для всех бытовых нужд; когда надо было в спальных мешках при минусовой температуре засыпать и высыпаться - это был вызов", - говорит историк.
Горячую пищу папанинцы готовили на примусах и паяльных лампах. Специально для экспедиции разработали концентрированные суповые смеси, которые стали прародителями первых советских бульонных кубиков. Одной пачки хватало для приготовления четырех порций наваристого супа. В рацион полярников также входили колбаса, сало, масло и сыр.
"Поскольку думали, что на полюсе нечем питаться и невозможно добыть какую-то пищу, было продумано питание. Полярникам завезли три тонны провизии, исходя из того, что они могут там находиться полтора года", - отметил писатель-маринист Николай Каланов.
Партсобрания на льдине
Большую часть времени папанинцы посвящали научным исследованиям, производили замеры глубины, брали пробы воды, измеряли атмосферное давление, температуру и влажность воздуха, определяли скорость и направление ветра. Все результаты тут же передавали по радиостанции. С Большой землей связывались четыре раза в сутки. При таком плотном графике ученые находили время и для партсобраний, правда, в них участвовали только трое из четырех членов команды: радист Эрнст Кренкель на тот момент был беспартийным.
"Он по рации получал шифровку с повесткой дня партийного собрания, передавал ее Папанину. Папанин говорил: "Сейчас будет собрание, ты не коммунист, выйди на улицу, погуляй там чуть-чуть". Кренкель выходил на мороз в минус 40 и ждал, когда они закончат свои дебаты", - рассказал Каланов.
Критическая ситуация
Первые восемь месяцев дрейфующая станция функционировала штатно, однако в январе 1938 года начались трудности: льдину течением относило все дальше на юг, в результате она стала быстро таять и трескаться. Папанинцы до последнего не подавали сигналов бедствия, но когда от льдины площадью 15 квадратных километров остался лишь кусок размером с два футбольных поля, стало ясно: ситуация почти критическая.
"Была опасность того, что ее вынесет на Гренландию, и там могло произойти все что угодно - крушение, потопление. Надо было срочно эвакуировать экспедицию и спасать", - пояснил эксперт.
Спасение полярников
О приземлении самолета на тающую льдину не могло быть и речи. Тогда для эвакуации полярников решили задействовать один из лучших советских дирижаблей "СССР-В6". 5 февраля 1938 года дирижабль устремился на помощь папанинцам.
"Дирижабль взлетел в Москве и уже через сутки под Кандалакшей разбился. 14 человек погибло, четверо спаслись", - рассказал писатель-маринист.
После этого для спасения полярников к берегам Гренландии направили два ледокольных парохода "Таймыр" и "Мурман". В пути суда получили значительные повреждения, однако 19 февраля 1938 года им удалось подойти к дрейфующей станции и принять на борт участников экспедиции со всем снаряжением.
"Конечно, это все было очень накладно для государства. Но тот имидж и те открытия, которые они сделали, - все это компенсировало затраты", - считает Николай Каланов.
Возвращение экипажа
В Москве папанинцев встречали как героев - им устроили триумфальный проезд к Большому Кремлевскому дворцу, где состоялся праздничный прием, а затем концерт. Всем полярникам присвоили ученые степени докторов географических наук и звания Героев Советского Союза. Золотые звезды получили и летчики, доставившие экспедицию на Северный полюс. Без наград остался только пес Веселый. Говорят, этот факт удивил Сталина.
"Когда Сталин принимал папанинцев в Кремле, он сказал: "Я вижу наших героев, но где же пес Веселый?" - поведал историк.
Впоследствии дрейфующие станции на Северном полюсе стали сезонными. За всю историю в Советском Союзе и России организовали более 40 подобных экспедиций. Однако шесть лет назад от исследовательских работ на дрейфующем льду отказались: из-за климатических изменений в Арктике стало практически невозможно найти подходящую льдину, на которой полярники могли бы провести больше года.
О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.