Как опасные эксперименты приводили к бедствиям
В истории было немало примеров, когда вмешательство человека в природу приводило к катастрофическим последствиям. Почему у новозеландских фермеров, которые боролись с сорняком – крестовником луговым, – взрывались брюки? И как в 1956 году генетик Уорик Керр случайно создал пчел-убийц? Об этом рассказывает программа "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.
Борьба с борщевиком Сосновского
Химическая атака, самые мощные газонокосилки и даже казачья шашка – кажется, в борьбе с борщевиком Сосновского люди перепробовали все. Но ядовитое растение выигрывает эту войну и занимает новые территории. По оценкам биологов, только в Европейской части России сорняк захватил более миллиона гектаров.
"Масштабы проблемы борщевика в России крайне велики. Это растение как паразит – бороться с ним крайне сложно, и до сих пор не придумано никакого адекватного решения, чтобы полностью его уничтожить", – говорит зоолог Ксения Волобуева.
Как в России появился борщевик
Еще 100 лет назад жители Центральной России и не догадывались о существовании растения-вредителя. Историческая родина борщевика – Кавказ, Закавказье и Ближний Восток. Но в 50-е годы прошлого века семена полутораметровых гигантов специально привезли из Нальчика. По распоряжению советского руководства борщевик начали культивировать в колхозах в качестве корма для скота.
"После того, как советские власти решили использовать борщевик в качестве силоса, они, к сожалению, довольно быстро поняли, что он оставляет ожоги на руках, из-за него коровье молоко довольно горькое, и он вытесняет остальные культуры на том месте, где разрастается", – пояснила эксперт.
Борщевик Сосновского перекочевал из перечня сельхозкультур в список сорняков, но было уже поздно. Ядовитое растение с огромной скоростью распространилось по всей Европейской части страны.
Крестовник луговой
Похожая история произошла в Новой Зеландии с крестовником луговым. В начале XX века его завезли из Европы тоже на корм скоту, но коровам и лошадям крестовник пришелся не по вкусу. Кроме того, чужестранец повел себя очень агрессивно.
"С растением решили бороться, потому что оно стало вытеснять виды, которые являются эндемичными. В большинстве случаев с растением стараются бороться какой-то химией. Называлось это вещество "хлорат натрия", – рассказал эколог Владимир Пинаев.
Почему взрывались брюки
Никто и представить не мог, чем обернется борьба с сорняком. Все началось с истории Ричарда Бакли: в 1931 году мужчина после работы с ядохимикатом повесил свои брюки на бельевую веревку, неожиданно они взорвались и загорелись. Похожие ЧП стали происходить и с другими фермерами. Оказалось, во всем виноват хлорат натрия – во время работы в поле брызги попадали на одежду, на солнце она тут же воспламенялась.
"В 2004 году было принято альтернативное решение по завозу гусениц, чьи личинки выжирали крестовник луговой. Но до сих пор эта проблема не решена. Все зависит от того, каких гусениц завезли: если это животные, не свойственные для данного региона, то, к сожалению, вся экосистема может снова начать рушится и привести к более необратимым последствиям, нежели завоз крестовника лугового", – поделилась Ксения Волобуева.
Ядовитая жаба-ага
Какими могут быть эти последствия, хорошо знают соседи новозеландцев – фермеры из австралийского штата Квинсленд. В 1935 году сюда из Пуэрто-Рико доставили 102 особи тростниковой жабы. Предполагалось, что они начнут питаться жуками, которые уничтожали сахарный тростник. Но гостям гораздо больше понравились местные ящерицы и змеи.
"Жаба-ага, оказавшись в новых для себя условиях, не оправдала ожиданий ученых в связи с тем, что у нее не было естественных врагов. Она так расплодилась, пока не встроилась в пищевую цепочку, и у нее не появились те животные, которые наработали практику в потреблении ее в пищу", – объяснил эколог.
Ядовитая земноводная захватила весь северо-восток Австралии. По мнению биологов, чужестранки нанесли непоправимый ущерб местной фауне: из-за них сократилось количество тигровых змей, черных аспидов, а также пятнистых сумчатых куниц. Эти редкие зверьки пытались включить жаб в свой рацион и погибали от их яда. К счастью, австралийские черные вороны научились охотиться на этих земноводных. Птицы поедают жаб, отшвыривая в сторону части их тела с ядовитыми железами.
"Жаба-ага – это вторая из самых крупных в мире жаб. Ее длина может составлять 24 сантиметра, но обычно 10-17 сантиметров, а вес – более килограмма. Это довольно внушительное животное, которое, если расплодится, принесет немало бед", – отметила зоолог.
Пчелы-убийцы
Пчелы-убийцы в середине прошлого века стали настоящим кошмаром для жителей Южной Америки. Невероятно, но эти смертоносные насекомые – дело рук человека. Бразильский генетик Уорик Эстевам Керр в генетическом центре университета Риу-Клару скрестил европейских пчел с африканскими. Предполагалось, что гибриды будут производить больше меда.
Все шло хорошо, но однажды кто-то из пчеловодов снял с ульев защитные сетки. С экспериментальной пасеки улетело 26 пчелиных семей, а вскоре из разных районов Бразилии стали поступать сообщения, что на местных жителей и скот нападают невероятно агрессивные пчелы. Воинственные насекомые распространились по всей Южной и Центральной Америке, несколько ульев обнаружили в США. Впрочем, есть надежда на лучшее: после многочисленных скрещиваний с местными разновидностями боевой дух гибридных пчел сходит на нет.
Нильский окунь
А вот как справиться с экологической катастрофой на озере Виктория, не знает никто. Губительными последствиями обернулась инициатива англичан заселить в водоем новый вид рыбы.
"В 1955 году английские власти решили сделать своеобразный подарок для жителей своей африканской колонии и привезли нильского окуня – рыба крупная, мясистая. Выпустили его в озеро. Нильский окунь уничтожил практически всю популяцию хаплохромисов, которыми традиционно питались местные жители", – поведал Владимир Пинаев.
Помимо хаплохромисов новоселы уничтожили большую часть фауны озера Виктория, но это было только начало катастрофы. Небольших рыб африканские племена традиционно вялили на солнце. А окуней, которые вырастают до полутора метров в длину и могут весить больше ста килограммов, приходилось жарить на костре. В итоге туземцы вырубили почти весь лес вокруг водоема.
"Почва вокруг озера подверглась эрозии из-за того, что растения, которые были использованы в качестве дров для жарки нильского окуня, просто исчезли", – отметил эксперт.
Правда, в прошлом году пресса Уганды регулярно сообщала о массовой гибели нильских окуней в озере Виктория. На берег вынесло несколько тысяч рыб. Биологи пока не установили причину мора.
О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.