Достижения экс-госсекретаря США Киссинджера вспоминают по всему миру
Самая обсуждаемая новость этого утра – смерть человека, без которого невозможно представить геополитику мира. Этой ночью в возрасте ста лет умер Генри Киссинджер. И сегодня он на первых полосах всех авторитетных изданий. Так, The New York Times пишет, что он до последних дней оставался самым влиятельным госсекретарем США послевоенной эпохи. И причиной тому – уникальное сочетание личных качеств и политической смелости. В нашей стране имя Киссинджера ассоциируется с окончанием Холодной войны: именно он стал с американской стороны строителем политики разрядки. Был верен принципу, что диалог лучше войны. Подробности – в материале корреспондента РЕН ТВ Кирилла Полякова.
Скандальная конференция в Женеве. Бывший госсекретарь США Генри Киссинджер прямым текстом сказал то, о чем многие в Европе вслух говорить боялись: Украина должна уступить России часть своих территорий ради международной безопасности.
"Мирные переговоры лучше начать в ближайшие два месяца. Исход конфликта нужно обрисовать сейчас, прежде чем это приведет к потрясениям, которые мы уже не сможем преодолеть", – говорил бывший госсекретарь США Генри Киссинджер.
Киевские СМИ тут же назвали Киссинджера агентом Кремля, а президент Украины дал ему публичную отповедь.
"Такое ощущение, что у господина Киссинджера на календаре не 2022 год, а 1938-й", – заявил президент Украины Владимир Зеленский.
На самом деле, в 1938-м семья будущего политика бежала из нацистской Германии в США. По происхождению они евреи, и все их родственники, оставшиеся в Баварии, погибли в концлагерях. А в 1944-м Киссинджер отправился воевать с фашистами в американском разведбатальоне. После – образование в Гарварде, искусствоведение и философия. Выпускника-интеллектуала заметили, и Киссинджер начинает проводить международные семинары по борьбе с коммунизмом, сотрудничает с ЦРУ и Советом по нацбезопасности.
"В какой мере Советский Союз и Китай являются нашими врагами? Ну, вот наш премьер-министр же говорил, что я – единственный человек, что может проговорить час и ничего не сказать. Поэтому лучше промолчу", – говорил Киссинджер.
Киссинджер был советником пяти президентов США, одним из самых влиятельных политиков своего времени. В 1973-м за Парижское соглашение по Вьетнаму получил Нобелевскую премию мира.
Немало Киссинджер сделал и для того, чтобы положить конец еще одной войне – холодной. Да, его нельзя, конечно, назвать голубем мира. Скорее прагматиком. Он понимал: без нормальных отношений с китайскими и советскими коммунистами не выстроишь ни архитектуру безопасности, ни глобальную экономику.
"Для нас политика по снижению напряженности с двумя главными коммунистическими странами – это ведь не вопрос идеологии. Это практическая необходимость", – подчеркивал экс-госсекретарь в 1975 году.
Киссинджер неоднозначно относился к евроинтеграции Украины. Когда на Майдане жгли костры в ожидании светлого будущего, он предсказал начало конца украинского государства.
"В 2014 году он сказал: "Нам надо быть осторожными с Россией и Украиной. Не надо раскачивать эту лодку. Нельзя расширять НАТО". А Генри Киссинджер – это огромное величина в политике, к которому на тот момент прислушались", – напомнил политолог Джон Вароли.
В американском истеблишменте дипломат выделялся еще и тем, что много занимался наукой и творчеством: писал картины, диссертации, книги. Интеллектуал от политики. Правда, в последнее время его дипломатическая мудрость шла вразрез с интересами Белого дома.
"Сейчас, когда у нас у власти такие персонажи, как Энтони Блинкен, Виктория Нуланд, Джейк Салливан, Киссинджер на их фоне не кажется страшным монстром. И это проблема. На его примере видно, как сильно деградировала политика США: из человека, который был причастен к большому количеству военных действий, он стал голосом разума на фоне современных политиков", – обратил внимание политолог Гарланд Никсон.
Изначально Киссинджер выступал против расширения НАТО дальше польских границ, присутствия альянса на Украине, нового похолодания в отношениях с Москвой и Пекином. Ведь на его глазах рушилось то, что он так долго строил в 1970–80-е годы.
"Зная технологии, скорость того, как они меняются, уровень катастрофы может быть таким, какой мы и вообразить не могли в годы Холодной войны. Количество ядерного оружия увеличивается с обеих сторон постоянно. А международного диалога на эту тему почему-то так и нет", – отмечал Киссинджер.
Как раз для налаживания, пусть и неформального, диалога Киссинджер не раз прилетал в Россию, встречался с Сергеем Лавровым и Владимиром Путиным. Это один из немногих зарубежных политиков, с кем у нашего президента были теплые отношения. Здесь его умели слушать, а вот на родине в последние годы перестали.