Авиакатастрофа под Смоленском: как Польша использует трагедию
Авиакатастрофа под Смоленском: как Польша использует трагедию в политических целях
В день годовщины авиакатастрофы под Смоленском из Варшавы приходят противоречивые заявления о судьбе польского расследования трагедии. Спустя 14 лет, с одной стороны, прокуратура Польши продлила следствие. С другой, в ведомстве говорят о планах дело закрыть. Брата погибшего в 2010 году в крушении президента – Ярослава Качиньского – и вовсе требуют допросить на детекторе лжи. О том, как в Польше трагедию превратили в политический инструмент, рассказывает Виктор Синеок.
В этот день польский сейм начинает заседание с минуты молчания по жертвам авиакатастрофы. 96 человек погибли. Депутаты, дипломаты, генералы. Но присутствующие в зале возмущены. Фамилию Качиньского не называют.
14 лет прошло, а все, что связано с Лехом Качиньским, до сих пор повод для скандала. Даже минуту молчания считают возможным прерывать. Оппозиция подозревает – их лидера представители парламентского большинства не называют специально. Имя погибшего президента до сих пор используют в политической борьбе.
"Произошла страшенная трагедия, а польские политики цинично играют на чувствах людей! Манипулируют ради внутренней политической выгоды и для давления во внешней политике", – подчеркнул политолог Мацей Вишневский.
10 апреля 2010. Утро, военный аэродром Смоленск-Северный. Первые минуты после катастрофы Ту-154М. Польша в одно мгновение потеряла президента, высшее военное руководство, часть парламента.
Расследование началось практически сразу. Россия допустила польских представителей и оказала максимальное содействие. Но выводы, сделанные МАК, официальная Варшава не приняла. Созвала свою комиссию под руководством одиозного бывшего министра обороны. Русофоб Мачеревич тут же свое звание подтвердил.
"После Смоленска, можно сказать, стали первой большой жертвой терроризма, в современном конфликте, который разыгрывается на наших глазах", – заявлял Мачеревич.
При том, что официальные причины крушения уже названы. Самолет президента садился в тумане, диспетчер предлагал уйти на запасной аэродром – в Минск или Витебск. Но на записях с бортовых самописцев слышно: пилотам кто-то другой отдает приказы.
Чуть позже решение принято. И главному пассажиру не перечат.
Но этим фактам польская подкомиссия противопоставила политизированные, а главное, глупые обвинения. О якобы заложенной в салоне бомбе за год до взрыва во время ремонта в Самаре. Мачеревич выступал на конференциях, собирал митинги.
"Псевдо, грубо говоря, отчет комиссии Мачеревича – это не отчет, он ни к чему не привел. Это даже поляки говорят: они десять лет пилили бюджет, распилили пару миллионов", – отметил польский журналист Сергей Гречушкин.
Как потом выяснилось, распилено гораздо больше. 8 с половиной миллионов долларов ушло на работу комиссии. И 12 – стоил уничтоженный ей для "эксперимента" еще один Ту. Но при этом ни одного доказательства так и не представили. Самолет, очевидно, врезался в землю при посадке.
В окончательном отчете МАК однозначный вывод – следов взрывчатки на обломках не нашли. Подробно исследовали детали: от верхушки дерева, которое задел борт, до его обломков. Сделали натуральную выкладку элементов и выводы из записанных фраз. В кабине при посадке находились посторонние.
Но про это польские политики предпочитают не говорить, а вот обвинения России помогли партии "Право и справедливость" брата погибшего Качиньского продержаться у власти 8 лет.
"За 8 лет просто эта тема, она себя изжила. Политические элиты, которые были у власти эти 8 лет, они поставили Польшу в очень сложную ситуацию", – подчеркнул директор НИИ государственной политики и управления отраслевой экономикой ГУУ Олег Судоргин.
Власть в Польше поменялась. Новый премьер Туск расправляется с оппонентами. И скандальную подкомиссию решено было распустить. Сегодня пришло сообщение – польская прокуратура обещает потерпевшим вскоре закрыть дело. А в министерстве национальной обороны пообещали проверки странной подкомиссии.
"В ближайшее время будет создана специальная группа, которая проанализирует все аспекты деятельности ликвидированной подкомиссии", – рассказали в минобороны.
Казалось, взялись за ум? Нет. Спустя месяц польское расследование решили продолжить, чтобы не злить электорат перед предстоящими выборами. Объяснять причины смерти своего президента под Смоленском полякам власти, возможно, не будут еще несколько лет.