Боррель призвал вести с Грузией дискуссию о законе об иноагентах "мягким языком"
Странам Запада в своих попытках убедить власти Грузии не принимать закон об иноагентах следует использовать "мягкий язык" и провялить осторожность. Такое мнение Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель выразил в выступлении на мероприятии Европейского университетского института. Трансляция велась на YouTube-канале учреждения.
"Мы глубоко обеспокоены законом об иностранных агентах. Он действительно не ведет Грузию по европейскому пути, и мы говорим им об этом. Но в то же время мы должны быть очень осторожны, чтобы не задеть национальные чувства грузин", – сказал руководитель европейской дипломатии.
Он отметил, что страны, желающие присоединиться к Евросоюзу, должны соответствовать критериям "верховенства закона, свободы и внешней политики", однако даже внутри объединения есть страны, которые не следуют внешней политике ЕС, например, Сербия.
В то же время Вашингтон уже перешел на использование языка угроз. Так, госсекретарь США Энтони Блинкен пообещал "пересмотреть" сотрудничество Штатов с Тбилиси и ограничить выдачу американских виз "лицам, подрывающим демократию в Грузии". Впрочем, не "мягкий язык" используют и в самом Евросоюзе – как рассказал премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе, Еврокомиссар по расширению Оливер Варгелий в разговоре о резонансном законопроекте пугал его примером недавнего покушения на премьера Словакии Роберта Фицо. Варгелий подтвердил, что упоминал Фицо, но утверждает, что его слова вырвали из контекста.
Грузинский парламент принял закон об иноагентах в окончательном чтении 14 мая. Закон "О прозрачности иностранного влияния" поддержали 84 парламентария, против высказались 30 депутатов. На улицах Тбилиси после этого активизировались выступающие против указанного закона жители.
18 мая президент Грузии Саломе Зурабишвили заявила на брифинге о том, что наложила вето на принятый парламентом закон об иностранных агентах. По ее мнению, суть и дух закона являются российскими и противоречат грузинской конституции и европейским стандартам. Как считает Зурабишвили, закон не подлежит никаким изменениям или же улучшению, поэтому его просто нужно отменить.
27 мая парламент Грузии запустит процедуру преодоления президентского вето.