Version: 1.0.2

Альтернатива капитализму: как на Валааме и в Израиле переживают кризис

Во времена неурядиц и кризиса вопрос об актуальностирынка и капитализма в их нынешнем виде возникает все чаще и чаще.

Есть в России такое место, где, как у Христа за пазухой, все есть: хлеб в печи, на столе куличи, льются молочные реки, плесневеют сырные берега. Здесь вкалывают с утра и до вечера. Чтобы накормить тысячу ртов, нужны сотни рабочих рук или умные теплицы, которые сами проветриваются, опыляются, только кнопки нажимай.

Остров Валаам, спрятанный от остального мира и охраняемый холодными волнами Ладоги, научился обходиться своими собственными силами. А как иначе, ведь на острове постоянно живут 1000 святых отцов, а еще сезонные рабочие, паломники, туристы. Поэтому сегодня здесь и на камнях растут деревья.

В начале 90-х здесь вообще ничего не было. Осколки советской власти да православные развалины. Пришли монахи, и над островом засверкали кресты. Под ними народ православный и зажил, соблюдая закон божий и человеческий.

Путь к чуду начинается с пристани. Небольшая рыбацкая шхуна, переделанная под баржу, — основная нить, связывающая остров и большую землю. Главный здесь — капитан Олег Кузьмич. Старый моряк помнит времена, когда монастырская форель продавалась в обычных магазинах. Но лавочку прикрыли — так с монастырской конкуренцией разобрались акулы бизнеса. С тех пор монахи работают только на себя и на нужды православной церкви. Путь к чуду волнист и бледен — сквозь туман и дождь. Испытание дорогой длится 4,5 часа.

С корабля прямо на продуктовый бал. Каменный остров, а монахам удается здесь успешно вести хозяйство. Так в чем же формула их успеха?

Начинаем с коровника: запах шампуня, пол присыпан опилками, коровы отдыхают, телята пьют молоко, кругом тишина и умиротворение.

Главный монастырский сыровар Владимир — из мирян, здесь живет и работает уже несколько лет. Хочет остаться навсегда, принять монашеский постриг. Пока же занимается хозяйством.

Секрет простой: здесь все работают, без дела не сидят. Трезвость и дисциплина, прогулы невозможны. Натуральное хозяйство — скажут экономисты. Да, возможно, но это работает. И Валаам в условиях кризиса живет и процветает, не оглядываясь на биржевые котировки и курсы валют.

От куполов — к минаретам. И здесь человеческие принципы во главе даже в условиях жесткой финансовой конкуренции. Банковский бизнес под исламским флагом вот уже без малого 40 лет пытается играть не по правилам рынка, а по религиозным канонам. Исламские банки выстроили свою модель услуг, без процентов и штрафных пени.

Россия, Казань, полдень. Вместо банковских служащих пустые стулья — все на молитве. Еще из непривычного: мужчины работают справа, девушки — слева, через стеклянную перегородку. В остальном, уверяет управляющий, все как в обычных финансовых структурах.

Если в России исламские банки в диковинку, то Объединенные Арабские Эмираты — для них дом родной. Уважаемый банкир в платках и шелках объясняет простой принцип работы: деньги здесь дают только проверенным клиентам, на богоугодные дела. Да и сами банкиры участвуют только в богоугодных проектах, например: строить свиноферму, казино, публичный дом или завод по производству алкоголя и табака исламский банк не будет.

В Лондоне работают шесть исламских банков. В жесткой конкуренции они научились получать прибыль, максимально снизив все возможные риски как для себя, так и для клиента.

В России исламский банк пока что диковинка. В Казани у этого небольшого отделения клиенты не только мусульмане. Финансовая жизнь с человеческим лицом, а не с коллекторским агентством в непростые времена интересна и правоверным, и православным.

В двух километрах от сектора Газа пули и осколки не мешают кошерному бизнесу в израильских кибуцах. Это коммуна Аль-Умим, здесь живут и работают люди разных социальных групп и возрастов, у них общие еда, вода, горе и радости — и это на всю жизнь.

Стиви 30 лет, живет в кибуце, родился в Англии, но туманный Альбион стал тесен, и зов крови привел его семью в Израиль, где причудливое сочетание идей коммунизма и ортодоксального иудаизма привело к появлению кибуцей. Грубо говоря, советских колхозов, где вместо ленинских лозунгов и партийных призывов — Тора и строгое соблюдение святости шаббата.

Как работает еврейское поселение кибуц? Да очень просто: все пашут и сеют, а полученную прибыль делят поровну. Сегодня здесь, на полном пансионе, живут 458 человек. Коммуна была основана посреди пустыни 50 лет назад, со временем буквально под каждый куст заботливые руки провели трубочку для полива, и от пустыни ни осталось и следа.

Современный кибуц — это не просто загородное собрание единомышленников. Это полноценная и значительная часть израильской экономики. В кибуцах занимаются не только сельских хозяйством. Кибуцы Израиля — это благодатная почва для высокотехнологичных стартапов и своеобразная силиконовая долина Земли Обетованной.

Глава кибуца рассказывает: все это зеленое царство смогло появиться только благодаря вере, именно она помогает выстоять кибуцу, получать прибыль и жить.

Жизнь старожила коммуны Итро Якобса — как наглядное пособие о том, как живется в еврейском кибуце. От кипы до сандалий этот пенсионер, кажется, пропитан счастьем.

Итро живет с женой в доме, который принадлежит общине. Из обстановки внутри дома своего почти ничего — только, небольшие сувениры да разная мелочь. Живут вдвоем, дети выросли и разъехались. Вся семья собирается только на праздники.

Легкое движение рукой, и с помощью компьютерной программы любой житель кибуца может забронировать себе автомобиль, который свободен. Так что съездить к побережью для них не проблема.

Во времена неурядиц и кризиса вопрос о том, актуален ли рынок капитализм в его нынешнем виде, когда власть и деньги сосредоточены в руках наднациональных корпораций, возникает все чаще и чаще. Ученые не предлагают работающих рецептов. А экономическая теория уводит в дебри заумных рассуждений. Но у монахов пасмурного Валаама и трудяг маленького израильского кибуца есть прозрачный и ясный ответ. Чтобы пережить любой кризис, достаточно двух вещей — работы и веры.

Альтернатива капитализму: как на Валааме и в Израиле переживают кризис